Сексуальный этикет в вопросах без ответов

Тезисы на конференцию «Мужское здоровье и долголетие» 2003 год

В ставшем сегодня историческом труде «Введение в сексологию» Игорь Семенович Кон в один ряд поставил вопросы «Что? Как? Когда? Сколько? Где?». Во второй половине прошлого века классические для россиян вопросы в применении к сексуальным отношениям вызвали больше спо­ров и недоумения, чем поиск ответов на них. Понадобился не один десяток лет для того, что мы всерьез задумались не над тем, кто виноват в «отсутствии секса» в нашей стране, а что, как, когда и сколько надо делать для совершенствования сексуального поведения, отвечающего потребностям двадцать первого века.

Наше общество только недавно открыто заговорило о сексе, и мы кидаемся из огня да в полымя в поисках «сексуального наставления», ориентируясь чаще всего на собственный ограниченный сексуальный опыт. Поэтому ошибки на этом пути неизбежны. Мы часто ведем себя неправильно, нервничаем, когда чувствуем, что делаем что-то не так. Порой окружающие просто напуганы нашим поведением или стесняются его. Отсутствие сегодня в современной российской научной литературе свода правил и положе­ний о сексуальном этикете продиктовало противоречие между обилием рекомендаций частного ха­рактера по половым взаимоотношениям для конкретных личностей и отсутствием общепринятых (прописанных!) нормативных положений и установок сексуального поведения.

Если предположить, что установленный порядок поведения, регламентирующий внешние проявления половых отношений между людьми называется сексуальным этикетом, то все устройство человеческих сообществ обусловлено этими правилами. Но кем он устанавливается?

В роли субъекта сексуального этикета могут выступать индивид, пара, социальная группа. Сравнительный анализ сексуального поведения конкретных личностей, семейных и несемейных пар, мужчин и женщин, мужчин между собой и женщин между собой, представителей различ­ных возрастов, концессий, национальностей, профессий, сексуальной ориентации показывает не только особенности и специфику их сексу­ального поведения. Но и возможную вариативность правил, ус­тановок, норм и ценностей межполового общения. Сексуальный этикет может иметь в этом подтек­сте условную градацию: гетеросексуальный, гомосексуальный этикет, сексуальный этикет различ­ных социальных слоев, национальных и этнических групп, профессиональных групп и п.д.

Но гуманистический подход к явлению допускает, что самодостаточная отдельная личность может не выполнять общепринятые нормы сексуального этикета, так как установленный порядок поло­вого поведения она определяют себе сама. Исходя из этой аксиомы, можно предположить, что со­ответствие сексуального поведения индивидуальным пристрастиям личности  становится нормой современного сексуального поведения! То, что нравится одному, совершенно может быть неприемлемо другому человеку. Сегодня это естественно в силу вариативности сексуальной актив­ности. А индивидуальные особенности сексуального поведения личности в правовом государстве вообще не подлежат какому-либо нормированию, если это поведение никому не мешает, не видимо и не знакомо окружающим. Табу на такую активность личности – норма, которая может стать пер­вой в современном кодексе сексуального этикета.

Жизнь в сексуальной гармонии двух человек (пары) -  цель полового общения. Это вторая ключевая норма.  При гармоничном единении одного человека и второго достигается идеальное существование иррациональной человеческой сущности, но появление пары, достигшей этой цели и ощущающей себя счастливо, — явление исключительно редкое и чаще всего не афишируемое ок­ружающим в силу интимности деяния. Деятельность пары, удовлетворенной собственными поло­выми отношениями, так же не должна волновать окружающих. Главное, чтобы их половая жизнь была гармоничной и соотносилась с результатами и средствами в достижении различных целей сексуальной активности.

Удовлетворение разного рода сексуальных притязаний, как личности, так и пары, не выхо­дящее за обозначенные пределы, не влияет на окружающих. По большому счету, об интимной жизни этой категории людей социальное большинство не должно знать. Так как не должно и участ­вовать в сокровенных, глубоких проявлениях их сексуальной активности. Нормы и правила, уста­новки и ценности самодостаточной личности и гармоничной пары могут быть какими угодно – лишь бы они не выходили за определенные рамки. А кто должен указать эти рамки?

Однако сексуальный инстинкт, справедливо именуемый основным, без мощного прогрес­сивного социокультурного влияния оказывал и продолжает оказывать воздействие на половое по­ведение. Он  требует особенного контроля. Поэтому кажется, что для остальных людей эти рамки: установки, правила, предписания, — просто обязательны для выполнения. Именно они и должны представлять собой основное содержание сексуального этикета. Уголовный и административный кодексы назначают ответственность за сексуально-мотивированные преступления и нарушения общественного порядка. Библия и Коран рекомендуют и ограничивают верующих в половых про­явлениях. Мы знаем, что нельзя делать. А что можно? Что не запрещено, то разрешено?! Значит все остальное? Тогда как? Как надо делать, что бы достигать гармонии, совершенствовать сексуальную культуру, обеспечивать согласие и взаимопонимание в половых взаимоотношениях?

И кто попытается прописать все или основные из них для нас, современников? Не только перечислить, но и предложить для всеобщего соблюдения? И стоит ли эта работа того? Чье слово станет законом, а правило обязательным? И будут ли эти правила выполняться? И какой нужен сейчас сексуальный этикет обществу и конкретным его представителям?

 Вопросов больше, чем от­ветов…