Сексуальные права (общечеловеческие ценности сексуальной культуры)

В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. С легкой руки французского философа П. Лапи она получила название аксиология (от греч. «ценность»). В качестве философской категории ценность — то, что «чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» (П. Менцер).

Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действительности, находясь по ту сторону субъекта и объекта. Проблемой ценностей занимались такие мыслители, как Р. Лотце, Н. Гартман, Г. Риккерт, В. Виндельбанд. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их место в реальности и связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен еще Сократом считавшим, что благо есть реализованная ценность, то есть полезность. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платонаблаго было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии. Основные тенденции холистической психологии и – сближение и частичное слияние с духовностью и философией, возврат к понятиям «дух» и «душа», отказ от противопоставления тела и души и возвращение к целостной личности. В рамках натуралистической психологии источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов. В трансцендентализме ценность выступает как идеальное бытие. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний, но сохраняют некую связь с реальностью. В персоналистической онтологии реальность ценности обусловлена несовершенством отражения божественного в структуре человеческой личности. Более того, тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. В концепции культурно-исторического релятивизма доминируют идея аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста. В социологических концепциях ценность рассматривается как норма бытия и мотив социальных действий. Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция, и идеологические установки которого дискредитируются.

Универсальные (общечеловеческие) ценности сексуальной культуры        

  Ценность сексуальных отношений как таковая никогда не оспаривалась в рамках серьезного философского подхода к жизни, однако сама ценность этого явления определялась исходной концепцией сексуальности. В социогенезе сексуальности, как длительном историческом процессе, эти ценности неоднократно видоизменялись на протяжении времен и эпох. В данном разделе в первую очередь речь идет о соотношении, установленном интересами культуры и развитием общества в целом, его институтов и личности. При этом универсальные групповые ценности, как значимые нормы, правила, установки полового поведения общепризнанные для всего общества, определяют их иерархию в структуре общественных институтов и конкретных носителей. По образному выражению Е.Дюринга: «С благородным развитием культуры, чем дальше, тем больше выясняется, что половая жизнь уже в своем чистом виде обладает решающей силой, которой обусловливаются основные формы самого непосредственного и тесного союза человека с человеком». Разумеется, в первую очередь речь идет о позитивных ценностях, хотя негативные ценности также участвуют в оформлении общей картины сексуальной культуры, формируя ее периферийные контуры.

Сфера ценностей образует особую культурно-историческую реальность. Сама по себе ценность, подобно стоимости как экономического свойства товара, конечно, не есть просто вещь, но вместе с тем она функционирует в обществе как нечто объективное, как «чувственно-сверхчувственная вещь». Способ ее существования задан не природой, а обществом, культурой, историей. В этом своем объективном качестве ценность, таким образом, есть единство природного и социокультурного. Однако ценность выступает и как единство объективного и субъективного, материального и идеального, личного и общественного, социального и биологического. Диалектика сексуального поведения современного общества с присущим ему обилием гендерных, возрастных, социальных и культурных проявлений, позволяет утверждать, что сексуальное поведение каждого человека сугубо индивидуально, но лишь в сравнительно узких рамках социальных и групповых стандартов. Среди общепризнанных ценностей сексуальной культуры наиболее значимыми являются следующие: ощущение себя продолжателем человеческого рода, а также биологические,  социальные, гедонистические, этические и эстетические аспекты сексуальных отношений. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка двух классов ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Ощущение себя продолжателем человеческого рода представляет собой субъективное переживание эволюционной миссии разумного существа.  Это главная и  важнейшая универсальная ценность, тесно связанная с воспроизводством новых поколений. С этой точки зрения индивидуальная жизнь рассматривается как реализация основного предназначения  человека – оставление следа в истории популяции. В ближайшей перспективе это биологический след – здоровое и благополучное потомство, в более отдаленной – передача жизненного опыта новому поколению и накопленных материальных благ непосредственными наследниками. Супермотив и суперценность этих процессов – основание собственного рода, то есть базирующейся на геномной, социальной и  культурной общности поколений вертикально организованной саморазвивающейся социальной группы, ориентированной на исходные ценности патриарха. Эрик Берн в книге “Секс в человеческой любви” пишет, что Земля — единственная планета, населенная прямоходящими и разумными существами, и наш долг перед Космосом — “доживать до половой зрелости, чтобы иметь возможность произвести свой род”. Разумеется, подобные ценности на протяжении веков могли быть реализованы лишь частью состоятельной аристократии, а для небогатых и незнатных родов об этом можно было только мечтать.

Конечная природа человеческого существования стремится по возможности хотя бы символически избежать гибели, то есть стать вечной. И достигается пока это только одним путём – продолжением себя в детях. А искушает бессмертием, прежде всего, земная сексуальная любовь — творческое начало, обеспечивающее наиболее эффективную социализацию потомства. Опыты с прижизненным замораживанием в расчете на омолаживающее технологическое оттаивание и попытки клонирования человека пока не гарантируют вечной жизни и, тем более, вечного счастья. Перспективы реинкарнации и райской жизни души вне тела не гарантируют сохранения аутоидентичности и даже индивидуальной памяти, без чего вечное существование утрачивает идею непрерывности и ничем не отличается от реальной конечности бытия. Поэтому, только осознание себя продолжателем жизни дает ощущение связи поколений.

Биологические аспекты сексуальности человека весьма широки: они в значительной степени определяют половое развитие, способность производить потомство, влияют на половое возбуждение и сексуальное удовлетворение, от них зависят телосложение, половая конституция и другие параметры. Некоторые биологические гипотезы древних сегодня выглядят наивными, зато другие поражают своей проницательностью. Например, Аристотель  считал, что пол потомства овцы или козы зависит от направления ветра при копуляции: северный ветер обусловливает  потомство мужского пола, южный — женского. Определение пола будущего ребенка в Древнем Египте осуществлялось так: беременная женщина  ежедневно мочилась на зерна пшеницы и ячменя, завернутые в ткань. Считалось, что женщина должна родить в том случае, если прорастут и те и другие зерна; в противном случае, если зерна не прорастут, она не родит вообще.  Если первой прорастет пшеница, то должен родиться мальчик, а если ячмень — то девочка. В Месопотамии полагали, что обильно покрытый веснушками лоб будущей матери предрекает рождение мальчика. В Китае автор «Искусства любви» Дунь Сюан считал, что если мужчина соединяется с женщиной на первый или третий день после менструации, он получит сына. Если на четвертый или пятый день, будет зачата дочка. После пятого дня любое семяизвержение – это просто бесцельно растраченное семя.

Какую бы культурную среду мы ни взяли, мужская сексуальность выглядит более агрессивной, напористой, возбудимой и несдержанной, чем женская. Может быть, поэтому женская сексуальная субкультура кажется более изысканной, чем мужская. Более сильное сексуальное желание и активность мужчины объясняются опять же биологическими особенностями: наличием тестостерона, гормона агрессии и состязательности. Поэтому истинное богатство сексуальной культуры состоит в наличии двух взаимодополняющих сущностей – мужской и женской.  Вопреки легендам о мужененавистничестве  амазонок жители бассейна Амазонки целенаправленно вели полигамный образ жизни, так как считали, что этим улучшают здоровье своих будущих детей. Как показало исследование антропологов  Университета Миссури, этот тип отношений близок к групповому браку (пуналуа)  более поздних островных популяций, когда группа мужчин является «коллективным» мужем группы женщин. Иметь много половых партнеров считалось нормальным и для мужчин, и для женщин. Такие необычные социальные нормы были связаны, прежде всего, с неверными представлениями о зачатии ребенка. Женщины полагали, что, вступая в связь со многими мужчинами, они «обобщат» их лучшие качества в своих детях. Отцами ребенка считались все партнеры женщины, а она надеялась, что ребенок получит силу от сильного партнера, а ум от интеллектуально развитого. Все «отцы» принимали участие в воспитании ребенка. Если же женщина теряла основного сексуального партнера, кормильца семьи, то дети «переходили» вместе с мамой к следующему «папе». Мужчины также пользовались этой системой. Ученые даже полагают, что у братьев в семьях было принято обмениваться женами для закрепления родственных уз.

Платон разграничивал сексуальность и половой акт, он воспевал страсть и сексуальное наслаждение как источник поэтического и философского вдохновения. Различие полов не считалось необходимым условием для возникновения любви или сексуальных связей, так как они могли иметь место не только между мужчиной и женщиной, но и между двумя мужчинами или двумя женщинами. Некоторые историки и культурологи усматривают в этом некую аналогию с пубертатной сексуальностью, которая изначально бисексуальна, но по мере взросления все больше устремляется в гетеро- или гомосексуальное русло.

Биологические аспекты современной сексуальной культуре находят отражение в эстетических идеалах мужской и женской красоты. Сегодняшние стандарты сексапильности несоизмеримы с могучими торсами греческих богинь Древней Эллады или рубенсовскими пышнотелыми красавицами. Однако главной биологической ценностью сексуальной культуры является, конечно, здоровье. Нормальная сексуальная жизнь на различных этапах сексуальной зрелости — важнейший показатель здоровья и работоспособности.

Сексуальная культура отражает непреходящие социальные ценности, открывая путь к личному счастью и гармонии партнерских отношений. Сам по себе половой акт, в котором участвуют как минимум два человека, явление социальное. Сексуальная культура является основой формирования одного из столпов любого государства — семьи. Семейно-брачные отношения занимают центральное положение в развитии демографических тенденций. Брак — детище сексуальной культуры, он является в первую очередь социальным институтом, инструментом социализации потомства, и лишь во вторую – репродуктивно-биологическим  феноменом. Правда, Платон стремился упразднить моногамную семью, ввести общность жен и государственную систему воспитания детей, отделенных от родителей. Он исходил из тезиса, что общество представляет собой надындивидуальное единство и индивидуум должен быть по отношению к нему в подчиненном состоянии, но эти идеи не нашли отклика у современников.

Культура, по мнению И.С.Кона, не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет их социальную ценность, которая дифференцируется в ходе длительного исторического процесса и выражается в специфике развития конкретного социального института и общества в целом. Например, сложилось так, что большинству восточных цивилизаций чуждо типичное для христианства противопоставление духовного начала материальному. А сексуальная культура Древнего Рима за несколько веков прошла путь от оргиастического формата с переплетением гомо- и гетеросексуальных отношений к строгой, отчасти ханжеской сексуальной культуре времен средневековой инквизиции.

Гедонистические ценности сексуальной культуры вытекают из её рекреативного потенциала. С ростом общественного благосостояния, увеличением свободного времени для праздного времяпрепровождения и развитием свободы нравов в целом, секс все больше воспринимается как одно из высших наслаждений. Любовные переживания дают ни с чем не соизмеримое блаженство, особенно в том случае, если чувства взаимны; отношения удовлетворяют базисные сексуальные потребности и сохраняют креативность. Эти переживания отчасти имеют биологический базис в виде «гормонов любви» — эндорфинов и допамина, но запускаются эти механизмы исключительно социальным взаимодействием с потенциальным партнером.

Первым теоретиком этической доктрины гедонизма, стал Аристип — ученик Сократа. Наслаждение в ней представляется единственным благом, целью жизни и счастьем человеческих отношений. Аристип мотивировал сексуальность людей чувственным удовлетворением потребности, половым удовольствием, пусть даже и мимолетным. Однако в достижении этого состояния он не считал необходимым присутствие или участие другого человека.

Получение чувственного наслаждения — один из основных стимулов повторения половых актов и желания разнообразить интимные отношения. Эротическая литература и изобразительное искусство научились концентрировать гедонистические соблазны, но глубинная ценность сексуальной культуры в том и состоит, что только в соавторстве с любовью достигается наивысшее наслаждение, то безусловное благо,  незаменимое ни одним плотским суррогатом, как бы эффектно он не был подан.

Нельзя не остановиться на эстетических ценностях сексуальной культуры, нашедших отражение в художественном творчестве поколений. Прекрасное в любви и половых отношениях на протяжении тысячелетий сопутствуют человечеству. Так, поражает сходство в понимании любви людей, живущих в разных странах, в разные исторические эпохи. Поэтому невозможно сказать, какая сексуальная культура подарила миру лучшие гимны любви. Поэмы Древней Кореи, эротические танцы народов Полинезии, “Гимн любви” апостола Павла, “Песнь песней Соломона”, “Арс аматория” Овидия, “Кама-сутра” Ватьсьяяны — все эти шедевры имеют непреходящую общечеловеческую и культурную ценность. «Наука любви» Овидия это дидактическая поэма в трёх книгах, написанная элегическим размером и заключающая в себе наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь, а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность. Сочинение это, отличающееся в иных случаях известной нескромностью содержания, автор оправдывал перед официальной моралью тем, что писал свои наставления для вольноотпущениц и живших в Риме чужестранок, на которых требования о строгости поведения не распространялись. Вскоре после «Науки любви» Овидий издал «Лекарство от любви» («Remedia amoris») — поэму в одной книге, где он, не отказываясь от своей службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от неё избавиться. Практически все виды искусства не обошли стороной сексуальность. Со времен наскальных фресок, пещерных рисунков многие поколения с восхищением воспринимают   произведения Лукаса Кранаха, Рембрандта, Родена, Буше, Тициана, Ренуара, Бердслея, Боннара, Пикассо, Дали и многих других, чьё эротическое художественное творчество неотделимо от высших стандартов сексуальной культуры.

 «Благодаря любви и развитию чувственности искусство и поэзия, музыка и литература приобретают теплоту фантазии, без которой истинное художественное творчество делается немыслимым, и в огне сладострастных ощущений поддерживается их неослабный жар», — писал Краффт-Эбинг. Великие поэты и художники, считал он, были страстными чувственными натурами, поэтому большинство художественных произведений прославляют ценности любви. В своей книге «Нагота, искусство и приличие: эстетические изменения в искусстве XVI века» исследовательница Елена Лаццарини из Университета Пизы утверждает, что Микеланджело почерпнул большую часть своих знаний о мужской анатомии из своих частых визитов в гей-бордели и турецкие бани, которые располагались в далеких закоулках Рима. Фреска «Страшный суд» изобилует сценами, в которых мужские фигуры сплетаются в объятиях и целуются. Лаццарини считает, что это, несомненно, говорит об их гомосексуальной природе. Искусствовед также пишет, что прорисованные на фреске «напряженные мускулы мужчин» и «анатомические гримасы боли на их лицах» взяты из реальной жизни во время посещения Буонарроти бань, в которых были все условия, как для водных процедур, так и для сексуальных контактов. Когда фреска была написана, такое явное описание Микеланджело обнаженных мужских тел вызвало возмущение католической церкви, и художника обвинили в непристойности и непотребстве. Бьяджо да Чезена, папский церемониймейстер того времени, заявил, что фреска больше подходит для «общественной бани и таверны», чем к месту поклонения. После смерти Буонарроти, художнику Даниэле де Вольтерра  было поручено закрасить гениталии изображенных на фреске людей, за что он получил прозвище «штанописец».

Специфическая особенность сексуальной культуры проявляется и в этических ценностях. Эти ценности культурно более дифференцированы в истории развития этноса, поэтому высоконравственное для одних популяций, глубоко неприемлемо для других, а то, что является нормой и строкой закона в одной стране, может вызвать недоумение и протест у жителей другого государства. Эти законы часто носят архаичный характер, никто не контролирует их соблюдения и не привлекает виновных к ответственности. Тем не менее, часть этих местных законов носит довольно странный, подчас нелепый характер. Так в Вашингтоне  запрещено занятие сексом с девственницей, а единственной разрешенной является «миссионерская» позиция. В Миннесоте мужу запрещен секс с женой, если от него пахнет чесноком или  луком, в Юте противозаконно заниматься сексом с мужчиной в то   время, когда его везут в реанимацию, а в Пенсильвании нельзя заниматься сексом с водителем грузовика в его машине. В Южной Дакоте запрещено заниматься сексом в гостинице на полу, в Нью-Мексико — занятие сексом в машине во время обеденного перерыва разрешено, если в машине есть шторы. В штате Оклахома закон запрещает мастурбацию для человека, который наблюдает за занятием сексом двух других людей в машине, а в Монтана — запрещено заниматься сексом перед домом после захода солнца. Закон Вайоминг запрещает  заниматься сексом при входе в магазин, а в Орегоне противозаконно материться во время занятия сексом с женой. В Небраска в отеле можно заниматься сексом только в чистой ночной рубашке, в Айова  мужчине во время секса разрешено делать не больше трех глотков пива. В Гуам существует мужская профессия, которая заключается в том, чтобы ездить по деревням и лишать девушек девственности, так как по местным законам девственница не имеет права выйти замуж.

 В Англии  тому, кто предложит незнакомой женщине заняться сексом, грозит штраф или три месяца тюрьмы, зато в Ливерпуле легально разрешены голые продавщицы. В Ирландии запрещено использовать презервативы и купить их невозможно.

  В Италии некрасивым женщинам законодательно запрещено появляться в голом виде на пляже.   В Ливане мужчине разрешено иметь секс с животным, если оно женского пола. Секс с животным мужского пола карается смертью. В Бахрейне мужчина-гинеколог может смотреть на гениталии женщин при обследовании только через зеркало. В Израиле  в номере гостиницы просмотр порнофильмов по кабельному или спутниковому телевидению карается тюремным заключением на срок до трех лет.

В Китае пристальное созерцание  голых ног одетой женщины карается несколькими днями тюрьмы, а в Гонконге жена имеет право убить мужа, который ей изменил, но сделать это она может только  голыми руками. В Индонезии до сих пор наказание за мастурбацию предусматривает обезглавливание.

В Венгрии занятие сексом в собственной квартире при свете карается штрафом. Интимная близость запрещена даже при свете свечей или камина. В Швеции в кабинках срочной фотографии запрещено делать собственные  фотографии в голом виде в полный рост, но  можно обнажать и фотографировать отдельно нижнюю и верхнюю часть тела. В Таллинне категорически запрещено играть в шахматы во время полового акта.

В Калифорнии владельцы кошек и собак должны получить специальное разрешение для спаривания питомцев, в Аляске закон запрещает лосям спариваться на улицах города, а в Техасе свиньям запрещено спариваться на территории аэропорта.

            Еще более странными кажутся обычаи некоторых народов, сохраняющих архаичный уклад жизни. У африканского племени кору есть обычай: перед свадьбой жених должен доказать серьезность намерений родителям невесты. Для этого жених приходит к отцу невесты, тот тщательно осматривает его, щупает мускулатуру, заглядывает в рот, после чего выносит свой вердикт. Этот вердикт гласит, сколько раз подряд жених будет совокупляться с будущей тещей. Если жених активно не нравится будущему тестю, число тестовых сношений может перевалить за сотню. Правда, у жениха остается право отказаться от женитьбы без каких-либо племенных санкций. У другого племени, банту,  невесту отводят в дом жениха, после чего она сбегает оттуда и прячется в лесу. Друзья жениха находят ее, возвращают в дом, после чего в течение пяти дней поочередно занимаются с ней сексом. Более того, в течение трех дней все мужчины племени, забредшие в дом жениха, могут заниматься любовью с невестой, и только тогда она навсегда остается с мужем.

        В Тибете взятие в жены девственницы считалось позором, поэтому матери буквально заставляли дочерей сблизиться до свадьбы примерно с двадцатью мужчинами. Правда, сообщать мужу о числе его предшественников в любви считалось неэтичным, поэтому списки осчастливленных мужчин обычно вели теща со свекровью. У аборигенов Северо-Восточной Австралии до середины двадцатого века существовал обычай заменять рукопожатие при знакомстве пенисопожатием. Каждый чужеземец, приходя в местную деревню, должен был дать пожать свой пенис каждому обитателю деревни.

В древности подобные цивилизационные различия нередко являлись причинами войн, а сегодня являются источником немалых проблем с мигрантами и в Европе и в России.

К примеру, у славян, берущих женщину в жены, принято объясняется ей в любви, а у папуасского племени манус в лексиконе нет даже синонима  или иного понятия, обозначающего данное чувство. Арабская женщина прошлых веков спокойно занимала место в гареме, а современная мусульманка  все чаще не желает делить брачное ложе с другими женами. Гомосексуалу более импонирует общение с симпатизирующим ему геем, чем с представительницами прекрасного пола, пытающимися по незнанию очаровать его и добиться взаимности.

Очевидно, что биологические, социальные, этические и эстетические ценности сексуальной культуры не существуют в чистом виде. В любом культурном феномене они перемешаны и взаимообусловлены, поэтому более точная аксиологическая характеристика этих норм позволяет говорить о них, как о различных аспектах, гранях любого социального явления, составляющих его суммарную ценность. В современную эпоху этические ценности формируют отношение к многообразию проявлений сексуальной культуры на основе принципов демократии, равенства прав и толерантности к другим культурам. Эти нормы еще не являются правовыми, они представлены декларациями мирового сообщества, но, тем не менее, именно они определяют вектор развития современной сексуальной культуры.

В материалах Международной Конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), а также в многочисленных документах международного уровня репродуктивные права определяются как совокупность следующих прав:

  • право супружеских пар и индивидов на свободный выбор и свободное определение числа, времени и периодичности рождения детей;
  • право граждан на получение исчерпывающей информации и средств для осуществления ими этого выбора;
  • право на охрану репродуктивного здоровья;
  • право на свободу от дискриминации, произвола и насилия при принятии и осуществлении ими решений в области воспроизводства и оказании медицинской и иной помощи в сфере репродуктивного здоровья;
  • право на свободный доступ к медицинским учреждениям, ответственным за поддержание репродуктивного здоровья, и к службам планирования семьи;
  • право на бесплатную и доступную медицинскую помощь на всех стадиях беременности;
  • право на бесплатную и доступную медицинскую и иную помощь при родах и в послеродовой период;
  • право на профилактику и лечение бесплодия;
  • право на медицинскую и иную помощь при искусственном оплодотворении;
  • право на искусственное прерывание беременности, а также на лечение последствий осложненного аборта;
  • права на услуги служб планирования семьи;
  • право на бесплатное лечение и медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях инфекционных и иных заболеваний, передаваемых половым путем;
  • право на конфиденциальность, доступность и высокое качество обслуживания при обращении в медицинские учреждения, ответственные за репродуктивное здоровье граждан, и в службы планирования семьи;
  • право на доступ ко всем современным методам и средствам поддержания репродуктивного здоровья и регулирования рождаемости, а также на всеобъемлющую информацию о них;
  • право на пользование достижениями научного прогресса в области репродуктивного здоровья и рождаемости;
  • право на гуманное обращение при обращении в медицинские учреждения и иные службы, уважение чести и достоинства, нравственных, религиозных и иных взглядов и убеждений, национальной и социальной принадлежности, пола, возраста, сексуальной ориентации и иных особенностей;
  • право на защиту от любых произвольных и насильственных действий и намерений со стороны учреждений, должностных лиц, отдельных граждан, нарушающих репродуктивные права граждан и наносящие ущерб их репродуктивному здоровью.

В июне 1997 г. на XIII Всемирном сексологическом конгрессе в Валенсии (Испания) была принята декларация «Права человека при реализации сексуальности». В этой декларации впервые в истории человечества были ясно сформулированы и отражены основные права личности в сфере сексуальной культуры. В частности, в декларации говорится:

«Сексуальность является динамичным и многогранным аспектом существования человека. Она формируется благодаря взаимодействию личности и общества и присутствует на протяжении всей жизни, гармонизируя индивидуальность, порождая и укрепляя межличностные отношения. Сексуальное наслаждение, включая аутоэротизм, являются источником физического, психологического, интеллектуального, душевного здоровья и благополучия. Это чувство связано с опытом таких сексуальных отношений, которые свободны от конфликтов и тревоги, и этим оно предоставляет возможности для социального и личностного развития. Общество должно создать условия для удовлетворения потребностей полноценного развития личности с учётом соблюдения прав человека при реализации сексуальности (сексуальных прав человека), к каковым принадлежат:

  1. Право на сексуальную неприкосновенность, которое исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотреблений в любое время и во всех жизненных ситуациях. Борьба против сексуального насилия является социальным приоритетом. Все дети должны быть желанны и любимы.
  2. Право на свободу и безопасность в распоряжении собственным телом, которое включает возможность для человека распоряжаться собственным телом ради получения наслаждения, за исключением пыток, любого вида посягательств и насилия.
  3. Право на беспристрастное отношение к сексуальности и равноправие в её реализации. Под этим понимается свобода от всех форм дискриминации и должное уважение к разнообразию проявлений сексуальности, независимо от пола, гендерной идентичности, возраста человека, его расовой и социальной принадлежности, вероисповедания и сексуальной ориентации.
  4. Право на сексуальное здоровье, которое включает доступность для человека всех ресурсов, необходимых в деле осуществления диагностики ВИЧ/СПИДа и прочих заболеваний, передающихся половым путем; сюда же относится дальнейшее развитие научных исследований в области диагностики и лечения.
  5. Право на широкую, объективную и правдивую информацию о сексуальности человека, чтобы на основе этой информации каждый мог принимать те или иные решения относительно собственной сексуальной жизни.
  6. Право на всестороннее исчерпывающее сексологическое образование на протяжении всей жизни, в котором должны принимать участие все социальные институты.
  7. Право на свободное вступление в отношения, что означает возможность заключать брак или находиться вне брака, расторгать его или придерживаться иных форм сексуальных взаимоотношений.
  8. Право на свободный и ответственный выбор относительно репродуктивной жизни, в частности, относительно количества детей и времени их появления на свет; сюда же относится возможность доступа к средствам регуляции рождаемости.
  9. Право на независимость личной жизни, которое подразумевает возможность принятия взрослым человеком самостоятельных решений о своей сексуальной жизни в контексте индивидуальной и социальной этики. Осознанный и удовлетворительный опыт реализации сексуальности является необходимым условием развития человека.

Сексуальность человека является источником самой глубокой связи между людьми и существенно влияет на благополучие индивидуума, пары, семьи и общества. Поэтому необходимость уважения прав человека при реализации сексуальности (сексуальных прав человека) должна поощряться всеми средствами. Право на сексуальное здоровье является одним из фундаментальных прав человека».

В ответ на этот призыв международной сексологической общественности 26 декабря 2002 года на собрании Сексологической ассоциации «Культура и здоровье» была принята национальная «Декларация сексуальных прав человека и основных свобод», которая явилась национальным ответом на Валенсийский меморандум.

 «Мы, члены Ассоциации, в целях дальнейшего расширения и углубления процесса демократизации жизни российского народа, расценивая сексуальность как благо, дарованное человеку природой, принимая во внимание, что сексуальные права человека вытекают из его человеческой природы и присущего человеческой личности достоинства, а их попрание и игнорирование ведет к возникновению сексуальных революций, признавая, что сексуальные права человека нуждаются в таком же признании, соблюдении и защите, как и другие гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека, уже признанные международным сообществом, многонациональным российским народом и закрепленные в международных документах по правам человека и в Конституции Российской Федерации, учитывая, что идеал свободной человеческой личности, пользующейся сексуальной свободой, свободой от сексуальных догм и предрассудков, ложного стыда и страха, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может своими сексуальными правами также, как и своими гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами, признавая, что каждый из нас, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиться признания, поощрения и соблюдения прав, признаваемых в настоящей Декларации, соглашаемся о нижеследующих статьях:

Статья 1

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются сексуальные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
  2.  Основные сексуальные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Реализация права на получение сексуального воспитания осуществляется в процессе воспитания и образования детей и подростков.
  4.  Реализация сексуальных прав и свобод в полном объеме допускается только с наступлением половой зрелости или совершеннолетия личности.

Статья 2

  1. Сексуальные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 3

  1. Каждый имеет право на сексуальную жизнь.
  2. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации, как в форме общения ради деторождения, так и в форме общения ради общения: ради удовольствия, ради наслаждения, ради ощущения полноты счастья.

Статья 4

  1. Сексуальная честь и достоинство личности охраняются государством. Ничего не может быть основанием для их лишения или умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, насмешкам, другому жестокому или унижающему сексуальную честь и достоинство обращению или наказанию.

Статья 5

1. Каждый имеет право на сексуальную свободу и сексуальную неприкосновенность.

2. Никто не должен без добровольного согласия вступать в сексуальное общение.

3. Ничто не может служить основанием для сексуального закабаления личности.

4. Каждый имеет право на свободу выбора сексуального партнера.

5. Каждый имеет право на свободу выбора своей сексуальной ориентации.

Статья 6

1. Каждый имеет право на неприкосновенность личной сексуальной и семейной сексуальной жизни.

2. Сбор, хранение, использование и распространение информации о сексуальной жизни лица без его согласия не допускается.

Статья 7

1. Каждому гарантируется свобода сексуальной мысли и слова.

2. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять сексуальную информацию с использованием сексуальной лексики и любым законным способом.

3. Не допускается агитация или пропаганда, возбуждающая вражду и ненависть к сексуальности.

4. Запрещается пропаганда грубых, циничных форм сексуального поведения, сочетающегося с агрессивностью, жестокостью, насилием, либо квалифицируемого как сексуальное извращение.

Статья 8

  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества с целью создания, хранения, распространения эротических произведений, независимо от их профессионального, художественного, научного уровня, а также от степени открытости показа сцен, символов, событий половой любви, половой жизни.

Статья 9

1. Каждый имеет право на свободное использование своих природных данных, сексуальных способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 10

1. Каждый имеет право на объединение для реализации и защиты своих сексуальных интересов.

  1. Никто не может быть принужден к вступлению в такое объединение или пребыванию в нем.

Статья 11

  1. Каждый имеет право на сексуальное образование и просвещение.
  2.  Родители и лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми сексуального воспитания, образования и просвещения.
  3.  Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты сексуального образования и просвещения для детей и подростков, поддерживает различные формы сексуального образования и самообразования.

Статья 12

1. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие сексуальные права и свободы человека и гражданина.

2. Сексуальные права т свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в кокой это необходимо в целях защиты сексуального здоровья населения, сексуальных прав и законных сексуальных интересов других лиц, а также для пресечения грубых, циничных форм сексуального поведения, сочетающегося с агрессивностью, жестокостью, насилием, либо квалифицируемого как сексуальное извращение.

3. Ограничение сексуальных прав и свобод человека и гражданина может считаться оправданным, необходимым и соразмерным при наличии логического, нравственного и юридического обоснования».

Предполагалось, что эта базисная национальная концепция послужит преамбулой к разрабатываемому Госдумой пакету законов о регламентации оборота информации сексуального характера. Однако вся законотворческая деятельность депутатского корпуса тогда закончилась внесением гомеопатических поправок в действующее законодательство, которые нисколько не изменили хаотичной практики ограничений такой информации в СМИ (время показа эротических телепрограмм, правила продажи эротических изданий и работы эротических сайтов в Интернете).

Примечательно, что мировое научное сообщество лишь в 2005 году отреагировало на  основополагающий Валенсийский меморандум и связало его с проблемами сексуального здоровья. В частности, в Монреальской декларации «Сексуальное здоровье для Тысячелетия» говорится:

«Мы, участники 17-го Всемирного сексологического конгресса, утверждаем нашу приверженность миссии Всемирной ассоциации сексуального здоровья (WAS) относительно обеспечения сексуального здоровья на протяжении всей жизни человека. Мы также подтверждаем принятую WAS Декларацию сексуальных прав (1999 г.), рекомендации отчета Панамериканской организации здоровья WAS «Обеспечение сексуального здоровья: рекомендации к действиям» (2000 г.) и принятые Всемирной организацией здравоохранения рабочие определения сексуального здоровья и сексуальных прав (2002 г.). Принимая во внимание острую необходимость коллективных действий ради достижения необходимого уровня здоровья и реализации целей и задач, зафиксированных международными соглашениями, включая Декларацию Тысячелетия, мы провозглашаем, что:

Поддержание сексуального здоровья является центральным звеном достижения счастья и благополучия, обеспечения стабильного развития и, более конкретно, реализации задач развития в текущем тысячелетии. Благополучные индивиды и сообщества лучше приспособлены к тому, чтобы способствовать искоренению индивидуальной и общественной бедности. Питая индивидуальную и социальную ответственность и равное социальное взаимодействие, сексуальное здоровье улучшает качество жизни и способствует достижению мира. Поэтому мы призываем все правительства, международные организации, частный сектор, научные учреждения и общество в целом и в особенности — всех членов организаций Всемирной ассоциации сексуального здоровья:

1. Признавать, поддерживать, обеспечивать и охранять сексуальные права для всех.

Сексуальные права — интегральный компонент фундаментальных прав человека, поэтому они являются неотчуждаемыми и всеобщими. Сексуальное здоровье не может быть достигнуто и обеспечено без сексуальных прав для всех.

2. Развивать гендерное равенство.

Сексуальное здоровье требует гендерного равенства и уважения. Связанные с гендером неравенства и дисбалансы власти препятствуют конструктивным и гармоничным человеческим взаимодействиям и тем самым — достижению сексуального здоровья.

3. Устранять все формы сексуального насилия и злоупотребления.

Сексуальное здоровье не может быть достигнуто, пока люди не свободны от стигмы, дискриминации, сексуальных злоупотреблений, принуждения и насилия.

4. Обеспечивать всеобщий доступ к всеобъемлющей сексуальной информации и образованию.

Для достижения сексуального здоровья, все люди, включая молодых, должны иметь доступ к систематическому сексуальному образованию, информации о сексуальном здоровье и к соответствующим службам на протяжении всего жизненного цикла.

5. Добиваться того, чтобы программы репродуктивного здоровья признавали центральное место сексуального здоровья.

Репродукция — один из главных параметров человеческой сексуальности, когда она желательна и запланирована, она может способствовать упрочению взаимоотношений и самореализации личности. Сексуальное здоровье — более широкое понятие, чем репродуктивное здоровье. Действующие программы репродуктивного здоровья должны быть расширены за счет системного включения разных аспектов сексуальности и сексуального здоровья.

6. Остановить и повернуть вспять распространение ВИЧ/СПИДа и других заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП).

Всеобщий доступ к предотвращению, добровольному консультированию и тестированию, всеобъемлющая забота и лечение ВИЧ/СПИДа и других ЗППП одинаково важны для сексуального здоровья. Программы, обеспечивающие всеобщий доступ к ним, должны быть задействованы немедленно.

7. Идентифицировать, определять и лечить сексуальные заботы, дисфункции и заболевания.

Поскольку сексуальная самореализация обладает способностью улучшать качество жизни, необходимо распознавать, предотвращать и лечить сексуальные заботы, дисфункции и нарушения.

8. Добиваться признания сексуального удовольствия как компонента благополучия.

Сексуальное здоровье — больше, чем отсутствие болезни. Сексуальное удовольствие и удовлетворенность являются интегральными компонентами благополучия и требуют всеобщего признания и уважения. Существенно, чтобы международные, региональные, национальные и местные планы действий, направленные на обеспечения стабильного развития, рассматривали проблемы сексуального здоровья как приоритетные, выделяли необходимые ресурсы, определяли системные, структурные и общинные препятствия и осуществляли мониторинг прогресса».

Известно, что стандарты сексуального поведения за последние 30 лет существенно изменились. Изменились возраст вступления в половую жизнь, число добрачных связей, формы сексуальной активности, особенно в женской популяции. Например, частота женской мастурбации выросла более чем в два раза. Этот «медицинский» факт можно игнорировать, можно найти виновных в лагере политических противников («демократов», «либералов», «олигархов»), можно объяснять растлевающим влиянием публичных выступлений сексологов, но нельзя отменить. Любая нравственность начинается с правды и заканчивается там, где заканчивается правда. В этом состоит историческая ценность сексуальной культуры, представляющей возможность на основе опыта предшествующих эпох прогнозировать развитие сексуального поведения в будущем, тем самым избегая ошибок и заблуждений предшествующих поколений.

Выводы:

Ценности сексуальной культуры — это исторически сложившиеся ориентиры и регуляторы сексуальной активности, принятые в социальной среде и воспринимаемые как духовно-нравственные идеалы, императивы и нормы. Они представляют собой осознанные социально значимые ориентиры сексуального поведения в сложившейся системе половых взаимоотношений и несут ряд важных функций:

- отражения в общественном сознании и общественном мнении людей приоритета и значимости того или иного проявления сексуального поведения в данном социальном окружении;

- сравнительной оценки различных видов сексуальной активности, одобряемой социальным окружением;

- согласования сексуальных намерений, желаний, чувств и действий с реальностями окружающего мира и конкретной социальной среды;

 - идентификации с остальными социальными группами, помогающей осваивать различные виды сексуальной активности и полового поведения.