Сексуальное влечение: метаморфозы научных взглядов на старую проблему

Более ста лет в научный оборот вошел термин либидо, с легкой руки европейца З.Фрейда. Два значения: желание, влечение, — которые в переводе с латыни на русский предполагает эта психоаналитическая категория, — привела к разночтению этого понятия на протяжении века. Сам классик придавал поначалу новому словечку одно из проявлений бессознательного и неосознанного. Потом переносил его на все виды любви, затем связывал с двумя основными влечениями человека: влечением к жизни, удовольствию и стремлением к смерти. Одни последователи З.Фрейда считают «либидо» основным источником энергии всей психической жизни, другие понимают его как витально-психическую энергию, наделяя его даже некоторым мистическим оттенком (К.Г. Юнг, например). Кто-то придавал этой энергии способность постоянно меняться на протяжении всей жизни человека, иные утверждали, что либидо может принимать различные символические формы и существует в двух основных формах: 1) объект-либидо и 2) Я-либидо.

Термин пришелся по душе специалистам различных областей знаний и сегодня не только психоаналитики, но и филологи, психологи, сексологи, философы, психиатры, историки, а порой и политологи наделяют своим содержанием фрейдовскую категорию. Однако, хотелось бы оценить ситуацию тогда, когда человек говорит «хочу», когда видит, слышит, чувствует, представляет нечто, вызывающее сексуальное стремление обладать предметом своего эротического предпочтения. Порой совершенно не важно то, каким словом будет названо это «хотение», так как каждый человек вправе понимать его так, как ему удобнее или так как принято в окружающей среде. Может быть, поэтому о сексуальном влечении, желании и возбуждении до сих пор пишут через запятую некоторые авторы? Или считают синонимами и не в силах провести грань между понятиями? Или это такая сложная проблема, что за сто лет она так и не получила должного философского обоснования?

Возможно. Попытка представить собственный взгляд на проблему не является простым колыханием воздуха с тратой бумаги и времени, так как автора подтолкнула к идее проанализировать данный феномен выражение Стива Альмонда: «Самое сексуальное в сексе – это «влечение». А остроту изучения сексуального влечения в цепи сексуальных реакций придала  популярный американский секс-терапевт Х. Каплан, которая стала предметно исследовать трехфазную модель: влечение, возбуждение и оргазм, — где особо выделяет сексуальное влечение.

Вот в чем суть соображений. Для начала, пользуясь возможностями русского языка, требуется разделить желание и влечение на самостоятельные последовательные категории. Оттолкнемся от того, что «желание» – способность, а «влечение» – стремление.

Исходим из того, что сексуальное желание – присущая мужчинам и женщинам потребность (заинтересованность) обладать чем-нибудь, получать кого-нибудь или осуществлять чего-нибудь в сексуальной сфере человеческих отношений. Желать можно много чего и разного, если учесть, что сексуальное желание присутствует на двух уровнях — осознанном (управляемым корой головного мозга) и бессознательном (управляемым гормонально). Сексуальное желание представляет собой некую данность, свойственную здоровому половозрелому (и не только) человеку и оно присутствует в той или иной мере на протяжении всей жизни человека.

А когда появляется намерение приблизиться, взять, получить, прикоснуться, обладать чем-то определенным, тогда речь уже идет о сексуальном влечении –стремление к определенному объекту или предмету сексуального предпочтения. Влечение здесь – своего рода вектор желания.      Сексуальное влечение предполагает уже не просто аморфное обладание всем нравящимся, а вычленение индивидуального, конкретного, личного объекта или стимула сексуального предпочтения (или нескольких!). Но такое простое векторное рассмотрение сексуального влечения не отражает полностью всей многозначности и многослойности этого понятия. Во-первых, разная направленность сексуального влечения присутствует у множества людей. Кто-то зациклен на одном объекте, кто-то на нескольких. В разное время, в иные периоды жизни направленность может меняться, а может быть стабильной. Различается и уровень (сила) сексуального влечения. Мало того, хотелось бы определить единицу измерения этой силы, но пока, насколько известно автору, никто даже не пытался это сделать математическим путем. (см. рис2).

Соотношение сексуального желания и влечения можно представить в виде нагревающегося чайника с водой: пока чайник залит водой и не греется на огне – есть просто желание, а его нагревание и закипание показывает постепенное (на медленном огне) или быстрое появление сексуального влечения.

Появление влечения на основе желания ведет к возбуждению. Само место сексуального влечения в цепи сексуальных реакций можно представить в виде впечатлений от первой поездки к Черному морю в далеком детстве. Практически каждый человек способен вообразить (вспомнить!) путешествие на юг в виде дороги, о которой сначала только мечтаешь и ждешь её. По ходу движения к неизвестному таинственному и долгожданному морю вас встречают таинственные ароматы, все сильнее пригревающие лучи солнца, загадочная  природа, загорелые люди, теплый воздух, обилие фруктов и т.д. По мере приближения к неизвестному, но такому желанному морю, все эти сопутствующие  атрибуты усиливают на вас свое впечатление. И с каждой минутой возрастает нетерпение от встречи с целью влечения – морем. Причем, эта поездка может быть на автомобиле, поездом, вьючным транспортом, пешком или полетом на самолете. В зависимости от вида передвижения ощущения и время приближения объекта влечения становится разными.

И это еще не все. Есть еще одна особенность данного феномена. Сексуальное влечение человека как стремление к половой близости с конкретным объектом это явление, где основными являются три характерные составляющие: соматическая, психологическая и социокультурная. Анатомо-физиологическая составляющая сексуального желания (которую иногда называют энергетическим компонентом) имеет врожден­ный характер и включает глубокие структуры головного мозга (лимбический комплекс, зрительные бугры, гипоталамус, гипофиз), периферические железы внутренней секреции (яичники, семенники, надпочечники и др.), генетический набором хромосом. Благодаря этому компоненту обеспечивается наличие, пробуждение, развертывание и степень выраженности не только самого полового желания, но и других специфически сексуальных проявлений. В данном случае – сексуального влечения.  Нейрофизиологи в свое время обнаружили, что ощущение сексуального влечения у муж­чин и женщин связано с активизацией специфических нейроцентров и связей мозга. Для нормального функционирования этого регулирующего механизма сексуальной стимуляции в ЦНС, среди прочих факторов, требуется согласован­ная работа нейротрансмитгеров и адекватный уровень тестостерона. Таким образом, и в сексуальном желании и в сексуальном влечении присутствует составляющая, которая характеризует состояние физического здоровья, возраста, соматических проявлений. Именно она получила название соматической составляющей.

Сигналы, поступающие извне: слух, обоняние, осязание, — или в процессе фантазирования, воображения, собира­ются и передаются в мозг, поскольку без сексуальных мыслей, чувств или образов сексуальное влечение будет фрагментарным и незакон­ченным. Оценка этих сигналов или бессознательное восприятие с последующим осознание приводит к проявлению еще одной составляющей. Благодаря научению, приходящему к периоду полового созревания, с годами появляется психологическая составляющая сексуального влечения, которая представляет собой его врожденно-приобретен­ный компонент. Так как он участвует  в выборе объекта полового вле­чения и его направленности, в конкретных формах осу­ществления сексуальных актов, в восприятии и оценке сво­ей роли в осуществляемых формах сексуального поведения. Итак, вторая составляющая сексуального влечения, как и желания, имеет психогенный характер. Причем клиницисты замечают, что в этиологии сексуальных расстройств роль психогенных факторов не менее зна­чима, чем влияние биологических.

 В тривиумальной концепции сексуального развития уделяется особая роль  социокультурной составляющей данного явления, которая формирует приобретенный компонент сексуального влечения культуральными и социальными факторами. Так как благодаря воспитанию, окружающим социальным группам, предпочитаемой религии, и иным детерминантам сексуальное влечение проявляется по-разному у мужчин и женщин, на разных временных стадиях жизни, с разным образованием и в разных ситуациях, со спадами и подъемами, гендерными колебаниями. Социокультурная составляющая становится обязательной и необходимой составляющей сексуального влечения половозрелой личности.

Надо иметь в виду, что сексуальное влечение или его отсутствие — «хочу или не хочу» — эта не обычная дилемма человека любого пола. Если в нашем путешествии конечным пунктом было море, то итоговым мотивом сексуального влечения является достижение чувственного удовлетворения – оргазма, в основе которого лежит безусловный рефлекс. Эта  аксиома обусловлена психофизиологическим характером сексуальной активности, чья природа закрепляет в процессе интимной близости компоненты биологического, пове­денческого и социокультурного  порядка. Поэтому именно с желания начинается сформированный из множества разрозненных проявлений психофизиологи­ческий акт, а упорядочивается в целостную цепь последовательных сексуальных реакций за счет влечения. Иначе можно уехать на север, или кататься по кольцевой железной дороге.

Интересно то, что в последние годы, медицинские сексологи не только смотрят на физиологические особенности личности, но часто поднимают тему психогенной обусловленности каких-либо сексуальных расстройств. Или ищут причины заболеваний, расстройств и дисфункций в особенностях воспитаниях и условиях партнерских отношений. А эти причины как раз и кроются в данных составляющих. Поэтому комплексный взгляд на сексуальное влечение как особую категорию, требующую своего тщательного изучения, не только принесет лавры теоретикам тривиумальной концепции сексуального развития, но и позволит эффективнее решать проблему повышения сексуального здоровья мужчин и женщин.