Подвижный баланс сексуальной активности

Трудно предположить, что сексуальность можно описывать, используя открытия квантовой физики. Однако, это так. Существование сексуальности человека, обусловленное его психикой и социокультурными условиями в конкретный момент времени, согласно такому подходу, можно назвать подвижным балансом сексуальной активности (ПБСА). Этот термин имеет полное право на свое существование в сексологии, хотя понятие подвижного баланса заимствовано из квантовой механики и философии. Согласно теории о Подвижном Балансе Сущего А.А. Котенёва, «несогласованность нашего видения мира Целого в том, что мы «видим»  чем-то одним. Реальность может быть «увидена» только всеми формами восприятия одновременно…» [1]

В тривиумальной концепции совершенно очевидно, что сексуальность человека не статичное явление. Не случайно предметом психологии сексуальности выступает психосексуальная активность, как определенная деятельность человека. Достаточно привести несколько примеров, чтобы это заметить. Например, в любом месте в определенное мгновение человек или пара могут заметить севшую на потолок муху, почувствовать укус комара или упавшую ресничку во рту, увидеть смену погоды за окном или пелену перед глазами, услышать музыку леса, шум улицы и т.д. Реакция на любое событие может быть совершенно разная: от резкой реакции (вскрика, смены позы, повышения настроения до полного равнодушия и пассивности). Если глубоко физические изменения (гормональные выбросы, рождение и смерть клеток, движение нейронов и т.д.) человек не в состоянии отследить без соответствующей аппаратуры, то он чувствует повышение температуры, изменение давления, видит покраснение кожи, появление эрекции, слышит шум в ушах и т.д. Он может наблюдать или ощущать реальные психические явления (смену своего настроения или партнера, возникшую мысль, реакцию на событие, оценку ситуации и т.п.). И в любом случае его сексуальная активность находится в подвижном балансе в зависимости от подобных явлений.

Как видно из приведенных примеров, явление реальности ПБСА существует в непрерывном взаимодействии, слиянии, движении соматической, психической, социокультурной составляющих. При этом постоянное изменение ПБСА происходит за счет его компенсации (разрушения, движения, активации), которое придает ПБСА смысл, содержание, энергию (либидо), форму и эстетику. То есть, в каждое мгновение появляется нечто, что отличается от сексуальной активности, существовавшей только что. Причем в паре у каждого партнера может быть своя оригинальная реакция на укус, шум, прикосновение…

Длительность сексуальной активности определяется временем её реализации. Казалось бы, пара в состоянии просчитать свое сексуальное поведение и поступать согласно запрограммированному сценарию. Однако, это не так! Уловить конкретное мгновение сексуальной активности и описать его практически невозможно за счет подвижного баланса! Воскликнуть «Остановись мгновение!» мало. Надо зафиксировать его точнейшей аппаратурой.

 Согласно исследованиям мозга, существует некая «рассогласованность» в 10-20 секунд между мгновением, когда формируются мысли, ощущения и восприятия с их осознанием. Ощущение, восприятие, осмысление сексуальной активности происходит не в цифрах и словах, а всем существом человека. Если учесть, что чаще всего эта активность возникает при наличии пары, то необходимо учитывать не только личностные характеристики каждого человека, но и то, что происходит в паре и вокруг неё в данное мгновение (вспомним пример про муху, давление, добавим вырвавшийся крик, случайный взгляд, реакцию на эти явления и т.п.)

Таким образом, можно выдвинуть некую частную закономерность: ПБСА имеет свои физические, энергийные, ментальные, духовные уровни и проявления в сексуальном поведении личности, пары, группы в определенном месте. При проведении эксперимента по констатации, например, психосексуальной активности, которая является наиболее динамичной в сексуальности, нельзя этого не учитывать. Так, в период, когда задается некое исследование по фиксации сексуальной активности, техника имеет определенные параметры, человек настроен на предстоящее и имеет хорошее настроение. Из-за ПБСА через одно мгновение прибор чуть «состарился», человек вспомнил о теще, и у него испортилось настроение, снизилось качество эрекции. Партнерша напротив, наоборот, увидела блеск в глазах партнера, и у неё в тот же момент изменилось настроение от мелькнувшей своей мысли. Процесс начался, а у пары уже не заданные параметры, а видоизмененные, и, значит, результат будет ложным по отношению к планируемому.

Есть и еще один аспект, который нельзя упускать из виду. Человек – как пространство реализации своей сексуальной активности – есть концентрация не только уровней соматического, психологического, социального развития, но и своего духовного состояния. Эта категория в психологии сексуальности редко учитывается. Иногда по не знанию, иной раз по стыдливости. Как будто кто-то сверху закрывает глаза на происходящее сексуальное, интимное действие, а потом – по его завершению — открывает. Но переживания человека при этом остаются всегда: до, во время и после. Он стыдится себя или радуется, замыкается в себе или делится своим счастьем, брюзжит, молчит или кричит, но не остается безучастным. Что в это время происходит в его психике? Как меняется отношение к объекту влечения? Какие механизмы регулируют этот процесс? Научных ответов, как правило, нет. Есть догадки, гипотезы, домыслы, интуиция, собственный опыт. И в этом парадоксальность решения проблем психологии сексуальности, которые достаются исследователям.

Специалистам в области психологического консультирования в сексологии остается только учитывать ситуацию с ПБСА, и, анализируя информацию клиента оценивать её условно — воссоздавать действительность на основе реальных фактов и полученной информации в динамике подвижного баланса.



[1] Котенёв А.А. Пространство реализации. –М,: Наука-Пресс, 2005. — С.29.