Парадоксальность предмета психологии сексуальности

Черновик одного из параграфов к книге: Психология сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии»/ Под ред. Кащенко Е.А.  Издательские решения. Ridero, 2015.- 540 с. Приобрести книгу в электронном и бумажном виде можно ссылке —   https://ridero.ru/books/psihologiya_seksualnosti/

К началу ХХI века сложилась парадоксальная ситуация: большинство исследователей, ученых, психологов и журналистов упоминают о психологии сексуальности,  декларируют определенные мысли, связанные с психологией секса, но не определяют или размывают предмет данной области научных знаний. При наличии большого числа школ, течений и направлений психологии (каждые со своим предметом!), занимающихся изучением сексуальности это совсем немудрено. В какую группу попадает и что собой должна представлять «психология сексуальности»? Что изучает эта наука, то есть что является предметом «психологии сексуальности»? И наука ли это? Может быть это междисциплинарная область знаний? «Психология сексуальности», «Сексуальная психология» или «Психологическая сексология»? Что правильнее? Это вопросы, которые в последние десятилетие все чаще задаются не только сексологами и психологами. И, кажется, наступило время, когда они требуют конкретного ответа.

После появления почти сто лет назад фрейдовских «Очерков по психологии сексуальности» в России не было опубликовано ни одной монографии под названием «Психология сексуальности» кроме учебных пособий[1]. Те книжки, разделы сайтов и глянцевых журналов, которые появились в печати в последние годы с красивым заголовком: «Психология сексуальности», — не имеют ничего общего с содержанием, это просто способ выделиться на рекламном поле сексуальности.

Многозначность предмета «психология сексуальности»

В научном мире существует широкий спектр представлений о психологии как науке. Авторы множества направлений и школ уверяют в правильности именно своего подхода к определению предмета и объекта изучения. Другие до сих пор не могут определиться, что же является предметом психологии, как научного знания. Спорить с ними нет смысла, так как большинство из ученых настолько уверены в собственном мнении, что переспорить их можно только посмертно. Или усилиями неопровержимой логики, которая позволит показать преимущества одной теории над другой (но и при этом оппоненты чаще всего не меняют своей точки зрения!).

Благодаря множеству энциклопедий и, конечно же, популярной Википедии, сегодня каждому школьнику известно, что в психологических течениях предметами изучения является множество явлений. Среди них: душа, познание, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, психическая деятельность, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека и т.д. В зависимости от принадлежности или симпатии к определенной психологической школе, каждый человек принимает то, что ему ближе. Или запутывается в своих представлениях, смешивая все многообразие прочитанной и услышанной информации.

В России самое активное изучение психологии сексуальности человека нередко приписывают психоанализу, вспоминая З.Фрейда. И в первую очередь всплывают в памяти его «Очерки по психологии сексуальности».  Но там нет ответов на поставленные в начале главы вопросы. Между тем,  психологии секса и сексуальных отношений касаются английская эмпирическая ассоцианистская психология, структурализм, функционализм, психофизиология, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая и экзистенциальная психология, психотерапия и прочие течения. Все направления психологии из этих больших школ и течений классифицируются в России как 2 группы. Первая — фундаментальные направления (общая психология, психология развития,  дифференциальная психология, клиническая (медицинская) психология,  педагогическая психология, эксперементальная психология, психология труда, социальная психология и др.). Вторая группа – прикладные направления: детская психология, акмеология, юридическая, военная, семейная психология, психология творчества, геронтопсихология, нейропсихология, натуральная психология, зоопсихология и другие.

Представители фундаментальных и прикладных научных направлений в психологии выделяют аспекты сексуальности в части их касающейся, оценивают её, анализируют участие психики в мире интимных отношений, но не декларируют секс как основное и единственное направление своей научной деятельности. Чаще сексуальность предстает тем явлением, которое описывается с авторских позиций, или её наличием объясняются психологические мотивы, деятельность, проявления и прочее.

 Практически каждое направление психологии в какой-то мере исследует теоретические или практические аспекты, связанные с сексуальностью. При этом приверженцы своих взглядов отталкиваются от принятых в своих течениях воззрений на предмет. Например, в когнитивной психологии (Дж. Келли, Дж. Миллер) основной предмет изучения – познание, как процесс, при помощи которого чувственные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Психоаналитики, как современники З.Фрейда, так и его последователи, отталкиваются от бессознательного. Непосредственный сексуальный опыт субъекта вкладывают в предмет изучения психологии сексуальности сторонники структурализма — последователи В. Вундта. Приверженцы гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.) – личный опыт человека. Деятельностную концепцию психического в сексуальной активности анализируют те, кому ближе взгляды С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Сторонники мнения П. Я. Гальперина, предметом психологии сексуальности назовут ориентировочную деятельность, включив в данное понятие познание мира интимных отношений, сексуальные потребности, чувства, волю. Как К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления, так и его адепты будут утверждать, что наиболее важными в психологии сексуальности являются психосексуальные процессы (сексуальное влечение, сексуальные фантазии и воображение) и психосексуальные состояния (мотивы половой активности, сексуальные интересы, эротическое настроение, стрессы, фрустрация). По мнению Дж.Уотсона, Т. Толмена, Б. Скиннера явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как любой процесс, развертывающийся в объективной системе отношений. И абсолютно кажется оправданным с точки зрения бихевиоризма и его основных направлений то, что предметом психологии человека должно являться его сексуальное поведение от рождения и до смерти.

Среди ученых нашей страны никто не позиционирует себя специалистом в области психологии сексуальности, как науки. Автору неизвестен психолог, который бы утверждал, что он является сексологом. Не известны и сексологи, которые обнаруживали отличные психологические знания. Большинство психоаналитиков продолжают начатое З.Фрейдом дело. Известные в России сексологи описывают сексуальные состояния, процессы, чувства с авторских позиций, не углубляясь в психологию явления. Медицинские сексологи смотрят на проблему с психотерапевтической точки зрения.  Урологи, андрологии, гинекологи часто «забывают» о психической составляющей сексуальности. Большинство специалистов с советских времен под предметом психологии сексуальности чаще всего понимают хорошо знакомые каждому человеку по его собственному половому опыту «сексуальные ощущения, чувства, представления и мысли».

Казалось бы в кагорте сексологов должны быть люди, которые самым тесным образом окунулись в море психологии сексуальности, так как им приходится лечить людей с сексуальными расстройствами психогенного характера. У Г.Васильченко в «Общей сексопатологии» (Г.Васильченко, 1977) естественным образом уделяется внимание клиническим и психотерапевтическим проблемам: рассмотрению психогений и психопатий, психотических состояний, психическому статусу сексологических больных, психической составляющей копулятивного цикла. В его «Справочнике»  по сексологии, который через несколько лет также пишется с соавторами (Г.Васильченко, 1990), появляются несколько другие психологические вопросы, но также с оттенком медицины: психосексуальное развитие, этапы, психосексуальные реабилитация и ориентации, психические синдромы сексуальных расстройств.

Отличаются своей глубиной от многих современников взгляды на проблемы психологии сексуальности у Д.Исаева и В.Кагана в монографии «Психогигиена пола у детей». Они рассматривают психосексуальную дифференциацию, психические нарушения при отклонениях в половом созревании, психосексуальное развитие ребенка, психологические различия и психосоциальные проблемы пубертата, нервно-психические расстройства и медико-психологические аспекты брака. Но не только с медицинских позиций, а и с психосоциальных, педагогических.

У зарубежных авторов в конце ХХ века картина с психологией сексуальности не лучше. Например, У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодны в своей монографии, считающейся одним из лучших учебников сексологии «Мастерс и Джонсон о любви и сексе» (1991), касаются многих вопросов. Но из множества психологических проблем они рассматривают: психологию половых различий и психосоциальных аспектов сексуальных отношений, психосоциальные причины сексуальных дисфункций, психологические аспекты применения противозачаточных средств, БППП, менопаузы и старости, психосексуальные аспектов подросткового возраста, психологическую приспособленность гомосексуалов.

К. Имелинский посвящает не одну страницу психофизиологии сексуальности и психосоциальным основам сексуальности. Но, как и большинство современников, он останавливается на психосексуальных расстройствах, психосоциальных факторах сексуальных дисфункций, психотерапии и её видах, психохирургических операциях.

Популярностью в Интернете пользуется раздел «Психология сексуальности» И.С.Кона из его книги «Введение в сексологию». К сожалению, автор просто знакомит читателя с некоторыми проблемами психологии сексуальности, и не затрагивает проблему предметно-объектной зависимости. Однако, подводя итог своим рассуждениям, он опускает руки, образно говоря: «Главный методологический недостаток психологических исследовании сексуальной мотивации состоит в том, что они оторваны от общепсихологических теорий. Сексуальное поведение — сложное образование, его нельзя свести ни к физиологическим потребностям, ни к эмоциональным реакциям, ни к ситуативным воздействиям. «Сексуальный сценарий» надо рассматривать не только в единстве его собственных компонентов, но и в системе общих регуляторных механизмов личности». На втором месте по популярности, в поисках ответа на волнующий вопрос о предмете психологии сексуальности а Интернете, находится статья «Психология секса» из книги «Современная психотерапия» Дж.Т. Вильсона (доктора философии, профессора, из Аспирантской школы прикладной и профессиональной психологии, Университета Рутжерса). Но и в ней ничего существенного по данной проблеме.

К сожалению, в научной и популярной, виртуальной и переводной литературе автором не зафиксировано ни одной статьи и монографий, где бы  предметно рассматривался предмет психологии сексуальности. Данная ситуация позволяет говорить тому же И.Кону, что психология сексуальности на сегодняшний день, является междисциплинарной областью знаний, у которой по определению не может быть единой методологии.

С ним трудно не согласиться. Но внутреннее чувство, опыт подсказывают, что развитие науки, при котором «размываются» психосексуальные знания по течениям, школам и направлениям ведет к негативным последствиям для науки вообще, а для сексологии в частности. Как ручьи сливаются в океан, так и здесь ничего не задерживается, а водохранилище не помешало бы.

Привлечение представителей философской мысли могло бы изменить сложившуюся ситуацию с методологической точки зрения, но здесь есть свои проблемы. Например, в 2010 году в журнале «Философские науки» напечатан ряд статей российских сексологов, которые самостоятельно пытаются разрешить теоретико-философские проблемы науки.  Инициирование научной дискуссии медленно сошло на «нет», и осталось на страницах двух номеров сборника, так и не найдя отклик у ученых мужей «науки всех наук».

Перевод на русский язык книги «Сексуальность» (Крукс Р., Баур К., 2005), которая выдержала 8 изданий, казалось бы, мог заполнить пробел с идентификацией психологии сексуальности. Так как монография по оценкам специалистов видится одним из лучших учебников по ряду разделов психологии сексуальности. Но её анализ только подтверждает выдвинутое предположение: в Европе и США психологию сексуальности только декларируют самостоятельной наукой или включают в разделы устоявшихся направлений психологии. Она выступает как междисциплинарная область знаний, используемых  в помощь сексологии.

Видится оптимальным следующее решение: объединение под условной крышей – «психология сексуальности» — самостоятельного направления в области сексологии различной психосексуальной  информации, методологических подходов, идей, сведений, фактов, практик. Это объединение позволит решить ряд задач:

- оптимизировать научные изыскания в различных направлениях психологии;

- концентрировать научные знания в области психологии сексуальности;

- улучшить психологическую помощь людям, страдающим сексуальными расстройствами психогенного характера;

- объединить разрозненные усилия психологов в достижении научно-познавательных целей;

- подготовить квалифицированные кадры, эффективно решающие задачи психологии сексуальности и многие другие.

 В данном, пока условном, направлении сексологии существует множество неизученных методологических вопросов, связанных с формулированием сущности явления, его структуры, содержания. Необходимо волевое усилие в том, чтобы определить и принять конкретный предмет психологии сексуальности. Для чего в дискуссиях, спорах, отстаивании своих позиций может уйти не один год. На это требуется время и научно-методическая работа, практики и специалисты в области теоретических знаний, благодаря которым могут появиться законы, закономерности, сущностные категории. А пока наличествуют только частные описания, оценки, примеры, типажи, тенденции, задачи и перспективы развития – те аспекты, что больше характерны для исследовательской работы небольших масштабов.

Концептуальные взгляды на термин «сексуальность»

Предложенный взгляд на объединение научных знаний психологии сексуальности предоставляет собой широкий диапазон работы не только для ученых, исследователей, психологов и сексологов. Но и журналистов, читателей, энтузиастов – всех, кому интересны вопросы, собранные под крышей психологии сексуальности. Часто это пустая трата времени для высказывания собственного «непогрешимого» взгляда, написания всего, что вздумается и как захочется.  Настоящую ситуацию можно исправить только одним – выделением оптимального предмета психологии сексуальности как направления сексологии. Помочь решить данную проблему может анализ категории «сексуальность».

Сексуальность с большей вероятностью может быть ключевым словом в  названии  рассматриваемой области знаний. С восьмидесятых годов прошлого века ведутся дискуссии о возможности и целенаправленности изменений традиционного подхода к сексуальности. При этом, что только не подразумевается под данным понятием, так как человеческая сексуальность — чрезвычайно яркое явление, обусловлен­ное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и вне­личностными факторами, включающими совокупность биологических, психо­логических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции.

В поисках оптимального подхода к данной категории, человечество выработало несколько концептуальных взгля­дов на сексуальность. При этом большинство авторов, как правило, отталкиваются от сущностного подхода и высказывают собственное мнение.  Существует множество концепций сексуальности, при этом каждая из них отталкивается от собственной точки зрения на сущность явления. Между сторонниками этих подходов найти согласие также трудно, как и представителям психологических направлений и школ в спорах о предмете своей науки. Что ведет к отсутствию общепринятой концепции.

 Сексуальность – характеристика сексуального влечения, сексуальных реакций, сексуальной активности и т.д. (И.Кон, 1990). Этот же автор, спустя пятнадцать лет называет сексуальностью стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, включающий пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию (И.Кон, 2004).

Сексуальность — отношение человека к сексуальной жизни (Ю.Прокопенко, 1999).

Сексуальность — совокупность психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения (Г.Дерягин, 2008).

Сексуальность — средство выражения сущности любовных отношений (Allen-Ohm, 1978).

Сексуальность — физиологические процессы, техника и манипуляции, дающие наслаждение (Obuchowski, 1977).

Сексуальность  –  специфический, психосоматический язык тела, форма изначально невербализованной коммуникации (Loewit, 1978).

Сексуальность – термин, который используется для обозначения сексуального удовольствия, полученного от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий (З.Фрейд)

Наиболее колоритный анализ взглядов на сущность сексуальности и концептуальные подходы к явлению представлены в работе К.Имелинского «Сексология и сексопатология». У автора множество определений, среди которых выделяются следующие:

 Сексуальность — один из основных факторов, побуждающих людей к интерперсональным контактам и связям.

Сексуальность — врожденная потребность и функция человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др.

Сексуальность — основа активности, которая не только направлена на сексуальное удовлетворение, но и обусловливает многие другие формы поведения, хотя они и не приводят к сексуальным контактам.

Сексуальность — один из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом и формирующих многомерную совместную жизнь людей.

Смысл сексуальности – в создании определенных отношений и связей между партнерами, образовании единства из двух лиц противоположного пола (К.Имелинский, 1988).

Этот «краткий» перечень взглядов на одно явление, говорит об отсутствии одного общепринятого подхода к явлению, к сексуальности.

Данная ситуация затрудняет интерпретацию сексуальных расстройств, анализ психосексуальных категорий, появление качественных психологических исследований в области половых взаимоотношений. В конечном итоге, затрудняет научную коммуникацию между специалистами разных дисциплин.

К.Имелинский замечает, что сущность сексуальности не может быть выражена в биологических и психологически-гедонистических категориях. Общественное её происхождение в исторической эволюции и утилитарные функции сексуальности позволяют рассматривать её в рамках различных категорий ценностей. Например, витальная ценность сексуальности проявляется в необходимости сохранения здоровья, культурная ценность обусловлена историческими традициями, моральная – соответствием сексуальности этическим и правовым системам,  личностная – связана с сознанием человека о самом себе.

Получается, несмотря на обилие  трюизмов (распространенных взглядов, глубоко укоренившихся в сознании), и постоянного интереса к сексуальности, не взирая на изобилие определений почтенных ученых, предмет её до сих пор не  определен! Если такая ситуация происходит в теории сексологии, как межотраслевой области знаний, то что же говорить о психологии сексуальности?

Уходя от общего к частному порой легче найти истину. Поэтому исключительно важно осознать относительную автономность психологии сексуальности (как это имеет место в отношении конкретной еды на ужин и питания вообще). Принять её относительную независимость в рамках сексологии (как струнные инструменты в симфоническом оркестре), и в таком случае было бы возможно ответить на вопрос: есть ли предмет психологии сексуальности и в чем он состоит?

             Современный подход к предмету «психологии сексуальности»

           В последние годы завоевывает внимание научной общественности тривиумальная (от лат.trivium, от tres – «три» и via – «путь, дорога») концепция сексуальности. Она касается в первую очередь сексуального развития. О единении соматического, психологического и социокультурного в сексуальности говорили давно, но формулирование данной концепции стало возможным только в начале ХХI века. Эта концепция характеризует не только тесную взаимосвязь совокупности соматогенеза, психогенеза и социогенеза сексуальности, но и этапность изменений личности в процессе её сексуального развития (С.Агарков, Е.Кащенко). Психосексуальная составляющая онтогенеза сексуальности по рассуждениям авторов включает изменяющиеся процессы сексуального поведения под воздействием мышления, восприятия, памяти, рассуждений, воображения, эмоций, чувств и прочих психологических аспектов человеческой сексуальной активности на протяжении всей жизни человека.

 Сторонники этого подхода видят динамичные изменения физиологии и психики человека под влиянием социокультурных факторов в процессе онтогенеза его сексуальности. Не менее важное значение приобретает и воздействие психики на соматическое здоровье и включение личности в определенное социокультурное окружение. Состояние общего и сексуального здоровья, половая конституция и прочие соматические факторы характеризуют психику,  детерминируют быт, окружение, работу и другие социокультурные условия существования индивида.

Триединство: социогенез, психогенез и социогенез, — в процесс сексуального развития выступает динамичной активностью. Эта активность – деятельностная категория – лежит в основе сексуальности у сторонников данной концепции. Напрашивается гипотеза: для оптимального исследования психологии сексуальности определенная психическая активность в интеграции с соматическими изменениями и социокультурным влиянием на них должна стать предметом изучения этой области научных знаний.

Преимущества такого взгляда в том, что он может не только объединить под своей крышей представителей большинства психологических течений, но и даст перспективу научному развитию сексологии. Всё зависит от того, что называть этой «определенной психической активностью» — или категорией «Х» в психологии сексуальности?

Эти размышления подталкивают к введению такой дефиниции, при помощи которой  можно сформулировать и обосновать предмет психологии сексуальности как самостоятельного направления сексологии. Можно было бы использовать термин «психосексуальность». В авторском понимании это сексуальность, обусловленная человеческой психикой. Казалось бы, найден оптимальный вариант! Но у З.Фрейда и его последователей в психоаналитической теории этот термин выглядит иначе. Психосексуальность – это все психические побуждения, эмоции и чувства, которые возникают из первоначальных сексуальных влечений. У классика все упирается в половую энергию влечения, а данный взгляд уже не раз пересмотрен: этот термин в понимании З.Фрейда несколько ограничивает предмет психологии сексуальности именно наличием либидо. Да и привычный термин психоаналитики не захотят делить ни с кем.

 Мало того, назвав категорию «Х» психосексуальностью, можно оторвать основную категорию «сексуальность» от взаимосвязанных с ней понятий соматогенеза и социогенеза. А именно они обуславливают состояние психической составляющей на каждом этапе человеческой жизни в ходе сексуального развития.

Правильнее считать, что  новая категория «Х» – это деятельность человеческой психики, которая обусловлена не только либидо, но множественными сексуальными аспектами, связанными с онтогенезом, социогенезом, филогенезом, психогенезом, дезонтогенезом сексуальности. Каким словом можно назвать это понятие «Х»?

Есть вариант «психосексуальная активность». Этот термин больше всего соответствует сути рассуждений. При решении данной проблемы представителям научных областей знаний можно будет оперировать всеми теми понятиями, где аспекты секса наиболее тесно связаны или переплетены с психическим. Психосексуальное развитие, психосексуальные фантазии, психосексуальные отношения, психосексуальные растройства, как и другие категории психологии, будут анализироваться в контексте психосексуальной активности человека. Это, пока  условное выделение предмета психологии сексуальности возникает в контексте тривиумальной концепции сексуального развития, где соматосексуальное и социосексуальное зависимы, обусловлены и тесным образом переплетаются в ходе психосексуального развития.

Введение «психосексуальной активности» в психологическое знание вызывает отторжение тех, кому ближе сексуальность как характеристика, состояние, фактор, потребность. Но кто мешает в рамках собственной науки исследовать сексуальность так, как кому хочется? Никто. Между тем оторванность от развития, движения, выделение сиюминутности состояния позволяет остановить мгновение для детализации его и заострения внимания на чем-то конкретном, единичном. Для научных рассуждений это порой необходимо, а для характеристики сексуальности, как динамичной категории – недостаточно. Помимо этого, в сексологии, которая только продолжает формировать свой категориальный аппарат и пытается утвердиться как самостоятельная дисциплина, данный взгляд на предмет одного из своих направлений может существенно стабилизировать ситуацию с психологией сексуальности.

Сексуальности необходим синоним для определения её как определенной активности, обусловленной множественными аспектами психогенеза, соматогенеза и социогенеза. Этим термином может стать «сексуальная активность» — самостоятельная научная и не «заезженная» категория. Её производная – психосексуальная активность — выдвигается в качестве термина для обозначения предмета психологии сексуальности (как направления сексологии). При этом в понятие «активность» как форму существования психики представители различных психологических школ могут вкладывать свое отношение к предмету: поведение, деятельность, бессознательное, опыт и проч.).

Для тех, кого смущает понятие «активность», тем, кому введение этого понятия в научный оборот может казаться проблематичном, и тем, кто считает его продолжением деятельностной концепции, следует разобраться в отношении к термину «активность». В психологии это понятие, указывает на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. На философском уровне «активность» может трактоваться как всеобщий способ, форма и мера взаимодействия, обеспечивающая единство, развитие и взаимопереходы материального и идеального.

Итак, можно сформулировать определение: психология сексуальности – это направление научных знаний о жизни человека, обусловленной его психосексуальной активностью в интеграции с соматическими изменениями онтогенеза и социокультурным влиянием на них. Где под психосексуальной активностью подразумевается всё то, что в психике человека  обусловлено сексом или связано с ним.

         Особенность психосексуальной активности в том, что, её трудно сделать объектом непринужденного исследования. Как можно «пощупать» любовь–страсть? Или услышать влечение? В чем может измеряться ревность? Какими параметрами оценить измену? В каких единицах замерять тоску? Поэтому приходится искать те психосексуальные показатели, через изучение которых можно косвенно сделать выводы. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считать главным, определяющим в психосексуальной активности.

        Психосексуальная активность, как внутренне оцениваемое или внешне наблюдаемое действие, включает в себя неосознаваемые психосексуальные процессы – наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты», как характеристика деятельности. Здесь психосексуальная активность рассматривается как  производная этой деятельности и включает в себя личностные сексуальные  проявления: чувства, эмоции, воображение, желания, сны, мышление, темперамент, способности и прочее. То есть, психосексуальная активность не существует вне сексуальной активности, а сексуальное поведение обусловлено психикой человека.

Психология сексуальности обращена во внутренний мир человека и отражает его в партнерских отношениях. Этот мир является субъективным, который в обыденной жизни индивида строится на множестве человеческих связей и отношений с другими людьми. Он же существует обособленно, самостоятельно у любого человека, как представителя рода, пола, возраста, опыта жизни. Психосексуальная активность способна активизироваться в зависимости от реальной ситуации. Достаточно прислушаться к внутреннему голосу или зову сердца.

           Не случайно Грибоедов считал, что никому не нужны особый ум и знания, чтобы понять как делаются дети. Эту обыденную, житейскую психологию сексуальности не случайно считают донаучной, подчеркивая тем самым, что именно она предшествует научным знаниям о поле и половых отношениях. Носителями обыденной психологии сексуальности являются практически все люди, которые отличаются житейской мудростью и опытом половой жизни. Они способны по выражению глаз или лица, дыханию, позе, другим нюансам определить отношение к себе партнера или оценить степень своего влечения и желания к нему. При этом кто–то более чувствителен, а кто–то менее, у одних способности развиты сильнее, а у других слабее. Что интересно, так это отсутствие жесткой зависимости психосексуальной прозорливости от возраста, которая давно замечена специалистами. Есть подростки, которые замечательно ориентируются в субъективных психосексуальных переживаниях своих сверстников, а рядом — зрелые люди, плохо понимающие  суть своих любовных переживаний или внутреннего состояния других людей.

Предыдущие рассуждения подтверждают известный критический посыл о том, что предмет исследования в психологии сексуальности слишком сложен. Мало того, психосексуальная активность исключительно непостоянна, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации при проведении экспериментов с ней. А если учесть абсолютную уникальность и спонтанность проявления индивидуальной психосексуальной активности человека в паре, то можно смело утверждать, что психологическое измерение психосексуальной активности в большинстве случаев лишено смысла. При этом невозможно как обобщить полученные данные на всех индивидов, групп мужчин и женщин, так и предсказать однозначно последствия их психосексуальной активности.

Эти особенность проявления предмета психологии сексуальности являются ключевым положением, по которому критики, оппоненты не воспринимают данную область знаний как науку. По причине отсутствия чистоты экспериментов с психосексуальной активностью многие люди не верят психологам, от которых ждут готовых рецептов изменения своего мира интимных отношений. А возможны ли поточные лекарства от любви?

Все дело в том, что пилюли и таблетки, уколы и капельницы – прерогатива докторов, а психолог может только помочь найти ответы на вопросы, которые ему задает клиент, подсказать верный путь решения проблемы, при необходимости направить к врачу. Окончательный выбор всегда остается за человеком.

Выводы:

Психология сексуальности – одно из направлений сексологии как междисциплинарной области знаний. Она впитывает в себя знания множества наук, но до сегодняшнего дня не воспринимается как завершенное теоретическое знание. Термин, который может стать самостоятельной научной категорией и предметом изучения психологии сексуальности — «психосексуальная активность», под которой подразумевается всё то, что в психике человека  обусловлено сексом или связано с ним.

Исследование в области психологии сексуальности в настоящее время чаще носят прикладной характер, а не теоретико-методологический в силу неоднозначности толкования предмета данной составляющей сексологии. Поэтому психология сексуальности на настоящем этапе своего развития относится к прикладным направлениям психологии.

Сложившаяся в России ситуация с психологией сексуальности требует к себе пристального государственного и общественного внимания: создание учебников и учебных пособий, появление преподавателей высшей школы, образование магистратуры, и в конечном итоге специальности психолог — сексолог (психолог-консультант в области сексологии, психосексолог), по которой была бы возможна защита кандидатских и докторских диссертаций.

Все эти умозрительные рассуждения приводятся с целью показать сложность выделения узкого предмета психологии сексуальности с одной стороны. Привлечения психологов для работы в области сексологии с другой стороны. И предоставления почвы для размышлений тем, кто сможет решить задачу: найти оптимальный предмет психологии сексуальности.