Онтогенез сексуальности: тривиумальная концепция развития

к научно-практической конференции «Мужское здоровье и долголетие» в 2005 году

В сфере научных знаний понятие «сексуальное развитие», играющее существенную роль в жизни человека, трактуется неоднозначно. Парадоксально, но представление о нем в специальной литературе зафиксировано в достаточно узкой форме, как правило, недифференцированной научной категории. Сексуальное развитие трактуется как ряд этапов и периодов сексуальной жизни человека; под часто синонимичном ему понятием «половое развитие» подразумевается формирование половых признаков человека, оп­ределяющих его половую принадлежность; есть и некоторые другие.

Если развитие человека достаточно широкая область наблюдений, то вычленение в ней сексуальной составляющей несколько суживает предмет исследований, предполагая, что в море человеческого развития есть течения, о которых можно говорить в сексуальном контексте. Не становясь на метафизические позиции по отношению к сексуальности, можно уверенно заявить, что сексуальное развитие есть часть общего развития человека, которое предстает широкой совокупностью изменений (преобразований) во всей сексуальной сфере его жизни.

Научные выступления на симпозиумах и конференциях,  содержание статей и публикаций в журналах пестрят обилием терминов, отражающих компоненты этого развития: соматосексуальное, психосексуальное, биопсихосоциальное, психосоциальное, биосоциальное и прочие части. По своему, многие из авторов  правы, акцентируя внимание читателя на тех составляющих явления, которые им кажутся наиболее ценными. Например, российские сексопатологи предпочитали говорить о психосексуальном и соматическом развитии. Психоаналитики останавливают свой выбор в основном на психосексуальном; культурологи, социологи сосредоточивают внимание на социокультурном половом развитии.

Однако, с позиций сегодняшнего дня, изучение сексуального развития видится наиболее оптимальным при объединенном исследовании трех составляющих: психосексуального, соматосексуального и социокультурного. Так как междисциплинарность сексологии с одной стороны предполагает предметность изучения каждого явления с целью наиболее детального его освещения. А с другой комплексность рассмотрения проблем создает более целостную картину происходящих преобразований в сексуальной жизни человека.

Первую составляющую сексуального онтогенеза правильнее было бы назвать  соматосексуальным развитием (некоторые авторы называют его физическим, биофизическим, соматическим или телесным), которое представляет собой процесс последовательных возрастных изменений: созревание, рост, зрелость, старение, — отражающих физиологические и соматические изменения в сексуальном развитии человека. Вторая составляющая процесса – психосексуальное развитие. Это термин, наиболее полно характеризующий изменение психики человека в области сексуальных отношений (этапы формирования полового самосознания, половой роли, психосексуальных ориентаций и проч.). Третья часть — социокультурное половое развитие — детерминированный социальными и культурными факторами процесс половой социализации индивида.

Современные исследования в области сексологии показывают, что все три составляющие сексуального развития взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены на жизненном пути человека. Отклонения в каком-то (или в нескольких) из этих процессов ведут к трансформациям во всем сексуальном развитии. А гармоничное развитие всех вместе выглядит наиболее оптимальным. С такой точки зрения сексуальное развитие понимается как сочетание трех компонентов, которые образно можно представить в виде треугольника. В нем произвольными сторонами являются следующие равноправные компоненты: соматосексуальное, психосексуальное и социокультурное половое развитие.

Назвать эту концепцию можно было бы триангулярной теорией сексуального развития (по аналогии с подходом Р. Стернберга к теории любви). Но с той лишь целью, что бы избежать отождествления с таким известным понятием как половая жизнь – категорией, некоторым образом синонимичной сексуальному развитию. По большому счету совокупность преобразований в сексуальной сфере, приобретаемых человеком от рождения до конца жизни есть не что иное, как ход изменений в его половой жизни.  (По определению Г.Васильченко, половая жизнь – это совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение).

В вершине такого треугольника прибывает своего рода комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, который Всемирной организацией здравоохранения называется его сексуальным здоровьем. Здесь присутствуют: человеческая способность к наслаждению и контролю за своей сексуальной активностью – психосоциальный аспект; свобода от разного рода психологических факторов, ухудшающих сексуальное взаимодействие – психосексуальный аспект; отсутствие болезней и недостатков, наносящих ущерб сексуальности – физиологический аспект.

Поддержание сексуального здоровья можно считать основной задачей сексуального развития. Но хотелось бы не останавливаться на одном направлении, опираясь на статичное (форма треугольника), а указать на множественность векторов развития.  Дело в том, что целью сексуального развития является и достижение высокого уровня сексуальной культуры, если под ней понимать часть общей культуры человека, способ утверждения его в социокультурном окружении посредством полового поведения. Целью может быть и достижение сексуальной гармонии, комфортного существования в паре любящих друг друга партнеров. В ходе жизни эти цели видоизменяется на разных возрастных этапах (задачи созревания, роста или старения человека; гибель или смерть партера; длительная разлука; появление нового объекта сексуальных предпочтений; отказ от сексуальных радостей; предпочтение иных жизненных ориентиров; болезни и т.д.), создавая проблему поэтапной оценки сексуального развития в онтогенезе.

Поэтому предпочтительнее было бы именовать данную концепцию тривиумальной (от лат.trivium, от tres = три, + via = путь, дорога). Так  как обозначенные цели и составляющие сексуального развития – динамичные, а не статичные категории, которые отражают динамику преобразований в различных сферах половой жизни, а вектор их направленности тесно связано с сексуальной активностью в различные периоды жизни.

Совокупное соматосексуальное, психосексуальное и социокультурное половое развитие наиболее полно отражает изменение сексуальности человека на протяжении жизни. У каждого человека свои возрастные часы, по которым можно определить, насколько медленно или быстро он продвигается вперед относительно других. Не случайно некоторые авторы акцентируют внимание на биологическом, социальном и психологическом возрастах, каждый из которых указывает свое время развития, задержки и отступления, опережения и кризисы. Продолжительность жизни показывает биологический возраст. Степень соответствия человека сложившимся социокультурным нормам в обществе – социальный возраст. Уровень психологической адаптации человека на определенных этапах развития указывает психологический возраст.

Существует масса теорий развития, есть концепции подходов к сексуальному развитию, но ни одни из них не рассматривают онтогенез сексуальности в его сложности и противоречивости на протяжении всего жизненного цикла человека. Анализ современной литературы формирует впечатление, что только в детстве и отрочестве осуществляется развитие сексуальности. Но это далеко не так! Сексуальное развитие не останавливается с достижением половой зрелости, получением паспорта  или выходом замуж (женитьбой), а продолжается до последних дней жизни человека. Оно может идти гладко и стройно, а может не так, как кому-то хотелось бы: с отступлениями и кризисами, критическими периодами, взлетами и падениями.

Таким образом, тривиумальная концепция сексуального развития исходит из гипотезы о том, что комплексность изучения соматосексуального, психосексуального и социокультурного полового развития наиболее полно и динамично отражает онтогенез сексуальности человека. Дж. Гэньон – соратник А. Кинзи, — как-то сказал: «Сама идея «сексологии» способствует изоляции ученых, интересующихся сексуальным поведением, от тех, кто занима­ется теоретическими и методическими разработками на широ­ком фронте наук о человеке». Надеюсь, что  рассмотрение сексуального онтогенеза с позиций данной концепции сексуального развития в какой-то мере восполнит этот пробел теоретических и методических изысканий сексологии на современном этапе.