Мифы, комплексы и стереотипы сексуальной культуры

Миф представляет собой особую форму сознания и одновременно форму жизнедеятельности человека. Это сложное социокультурное явление, включающее в себя соответствующую картину мира, жизненные ориентиры, механизмы и формы эстетического освоения природного и социального бытия. Особенность мифа заключаются в неразложимости, целостности всех его составных компонентов. Он органически вплетен в практическую и бытовую жизнедеятельность первобытного сообщества. Здесь человек слит с природой, индивид с родовым укладом, зачатки искусства с жизнью. В мифологии мысль находится еще на бессознательном уровне, при котором идеальное сливается с реальным. В результате человек живет в прозрачном для понимания, однозначном и стабильном мире. В этих условиях формируется ценностное сознание родового типа: суть его в том, что возникает идентификация индивида и рода. В своих нравственных установках человек не отличает и не выделяет себя из ряда других окружающих его людей. У индивида нет других ценностей, кроме ценностей рода, радости и беды сообщества, хотя есть одновременно радости и беды самого индивида. В рамках родового сознания оценка, ценность и соответствующий конкретный предмет образовывали одно целое. Таким был, например, тотем, выступавший одновременно и как вещь, и как символ, и как жизненная установка.

В религиозном сознании резко меняется соотношение предмета, ценности и символа. Формируется новое, запредельное, сверхъестественное измерение мира, в котором помещаются некие идеализированные предметности. Ценность и предмет сливаются, но не в эмпирически данном опыте, а в «умопостигаемом» мире. В эмпирическом наблюдении дан лишь символ, отдаленный и противостоящий предмету. Для функционирования религиозных институтов и закрепления верования в массовом сознании абстрактной идеи бога как высшей ценности недостаточно; необходимо, чтобы эта идея была эмоционально пережита верующими, чтобы она перешла в глубокую убежденность, стала феноменом веры, сознательно формируемой и поощряемой. Вера в Бога как в высшую ценность становится инструментом истолкования смысла существования человека. В результате меняется статус самой категории ценности. Ценность как социокультурный феномен теперь включает в себя не только эмоциональный компонент, но и осознаваемую веру в высшее существо, тождественное с нравственным существованием человека, неотделимым от смысла человеческого бытия.

В сексуальной культуре важное место отводится сексуальным мифам. Предрассудки, мифы, предания, рожденные сексуальной культурой, достаточно вариативны в зависимости от ситуации, и многие из них уходят корнями в историю сексуальности. В некоторых мифах конструируется сексуальное поведение богов и легендарных героев, что отражено в сказаниях об андрогинах, повествующих об исходной двуполости человека, мифах о сексуальных контактах богов с животными, библейских инцестуозных историях. Именами  мифических персонажей названы комплексы психических переживаний и формы сексуального поведения. С именем Эдипа связывают подсознательное и подавленное эротическое влечение к матери, с именем Электры влечение у женщин к отцу, именем прекрасной Сапфо с острова Лесбос названа гомосексуальность у женщин, а прерванный Онаном половой акт по ошибке стал синонимом мастурбации.

В числе прочих известен 13-й подвиг Геракла, который по приказу микенского царя Еврасфея за одну ночь оплодотворил 40 девственниц. По другой версии Геракл, которому было еще 20 лет, согласился дать наследника царю Теспию. За одну ночь он оплодотворил 50 его дочерей, которые родили 51 младенца (одна из них родила двойню). Отдавая дань античным гомосексуальным традициям, он был влюблен в оруженосца, “сладкого Гиласа с его вьющимися локонами” и практиковал инцест, состоя в любовной связи со своим племянником Иолаем. А Тезей, герой Афин, соблазнил за свою долгую жизнь девушек столько, сколько чудовищ ему довелось убить. Зевс обратился быком, чтобы соблазнить Европу, затем полюбил Леду, став для этого лебедем.

Мифы далеко не всегда отличаются божественными сюжетами. Многие из них примитивны и утилитарны, но при этом удивительно живучи. Сегодня уже не встретишь тех, кто искренне верит,  что лысые мужчины — плохие любовники, а длинный крупный нос (или уши) — показатель половой силы, но многие мифы прижились Интернете, несмотря на явный избыток сексуальной информации.

Миф о вреде полового воздержания стар как мир. Еще Гиппократ, создатель врачебной этики, утверждал, что частые половые акты укрепляют и увеличивают половой член,  в то время как воздержание уменьшает его. Не менее половины опрошенных нами мужчин придерживались мнения о том, что вынужденная сексуальная абстиненция не идет на пользу никому из партнеров. Существуют иные, диаметральные взгляды на воздержание. На Дальнем Востоке, например, воздержание называют видом полового голодания, которое укрепляет тело и способствует сосредоточению жизненных видов энергии и эмоций, помогает исцелить эмоциональные и психологические раны (если воздержание длится месяц-два). Короткие периоды полного полового воздержания (до десяти дней) могут помочь концентрировать половую энергию и увеличивать чувствительность. Последователи Тантры не рекомендуют воздержание от оргазма при сохранении полового контакта более чем один раз в месяц – для достижения подлинной трансцендентальности. Современная сексология давно дала однозначный ответ на этот вопрос: в молодом возрасте половое воздержание абсолютно безвредно, а вот в инволюционном периоде нежелательно, так как может запустить механизмы необратимого угасательного торможения сексуальности.

Миф о вреде мастурбации. Среди некоторых мужчин до сих пор бытуют домыслы  об отпущенном на всю половую жизнь “ведре семенной жидкости”, вера в ладони, покрытые волосами у стойкого онаниста, и в то, что прыщи на лице – показатель склонности к онанизму. Гиппократ считал, что семя скапливается во всех частях тела, особенно в голове, поэтому семенная жидкость  действует стимулирующим образом на весь организм и потеря её должна, якобы, вызывать расстройства. Называя семенем любые выделения из мочевого канала, он активно осуждал мастурбацию. В ХVI веке итальянский анатом Габриэль Фаллопио рекомендовал мастурбацию как средство удлинения полового члена у мальчиков, но в ХVIII веке утверждается мнение, что онанизм является опасной болезнью, порождающей безумие и моральную деградацию. В ХIХ веке появилась так называемая доктрина Эффертца, определившая количество отпущенных человеку за жизнь семяизвержений в 5400 и предписывающая беречь “семя от разбазаривания”.

До 40 % опрошенных мужчин утверждают, что онанизм плох, так как способствует потере интереса к партнерше. Современные исследования ХХ века опровергли точку зрения о вреде онанизма, изучив связь возраста и сексуального поведения. По данным различных социологических опросов, в США, Германии, Японии, Франции и России, с мастурбаторной практикой к 18 годам знакомы до 92 % мужчин. Среди пациентов сексолога в советские годы трудно было встретить мужчину, который бы не переживал, что в юности мастурбировал излишне много. Сегодня мастурбация оценивается как одна из форм снятия полового напряжения. Она проявляется в процессе полового созревания и интенсивность ее с возрастом постепенно затухает после начала регулярной половой жизни. В более редких случаях она осуществляется параллельно партнерским отношениям, насыщая труднореализуемые фантазии. При вынужденной сексуальной абстиненции мастурбация снимает сексуальное напряжение, повышает уверенность в себе, представляет безопасные способы приобретения сексуального опыта и снимает общий стресс. Физический вред мастурбации никем не доказан, а психические последствия исчерпываются переживаниями вины и стыда за эти манипуляции.

Миф о сексуальной мощи мужчин является отголоском древних фаллических культов. Во все времена символам полового члена (приапу, фаллосу, лингаму) придавалось мистическое значение: обладающие “могучей половой силой” избирались вождями, старейшинами и даже жрецами. Исследователи двадцатого столетия несколько поубавили страстей, сделав “половое достоинство” мужчин предметом беспристрастного изучения. Различными авторами были замерены, а в научной и популярной литературе описаны стандартные параметры гениталий, которые составляют около 10 сантиметров в невозбужденном состоянии и 15-18 сантиметров – в возбужденном. При этом отмечено снижение средних величин эрекции при максимальных значениях длины не эрегированного полового члена и повышение ее показателей при минимальных. Длина полового члена не имеет значения для наступления оргазма у партнерши, а вот толщина полового члена у основания в некоторых случаях определяет интенсивность сенсорной стимуляции эрогенных зон входа во влагалище.

Миф об одновременном оргазме. Многие люди уверены, что только при одновременном достижении оргазма у мужчины и женщины они добиваются того, ради чего и занимаются сексом. На самом деле, конгруэнтность по оргазму достигается примерно у 10% постоянных партнерских пар. С точки зрения теории сексуальной адаптации очередность и скорость наступления оргазма у партнеров совершенно не принципиальны. Важно, чтобы каждый чувствовал, что партнер старается дать ему возможность пережить сексуальную разрядку. На старте отношений женщине требуется до 10-15 минут ритмичной стимуляции эрогенных зон, а мужчине достаточно 3-7 минут. Поэтому одновременное достижение оргазма достаточно проблематично без предварительных ласк, включая объятия, поцелуи и прочие «технические» элементы. Обычной практикой в таких случаях является стремление доставить удовольствие сначала партнерше, а потом себе. С годами продолжительность полового акта у мужчин постепенно возрастает, а у женщин – ускоряется, поэтому в среднем возрасте наступает период адаптации пары и данная проблема дезактуализируется.

Миф о сексе в презервативе. Как ни странно, сфера контрацепции до сих пор является  ареалом обитания наиболее дремучих сексуальных мифов. Среди них мнение  о том, что вазэктомия (половая стерилизация) снижает половую потенцию, а подмывание непосредственно после полового акта исключает вероятность попадания спермы в матку. Не изжиты представления, что прерванный половой акт позволяет контролировать семяизвержение и до наступления оргазма достаточно извлечь пенис из влагалища, чтобы женщина не забеременела. Многие полагают, что использование презерватива снижает чувствительность половых органов. Прежде для подобных утверждений были хоть какие-то основания, так как презервативы были грубые, ненадежные и приобрести их было непросто. Между тем, презервативы – одно из самых надежных средств для предохранения от непланируемой беременности и многих ЗППП.  Быстро эякулирующим мужчинам они позволяют пролонгировать половой акт, а с помощью смазки решаются проблемы женщин с недостаточной любрикацией половых путей. Специальные виды презервативов для разнообразия сексуальных отношений (цветные,  ароматизированные, рифленые, с насадками) вносят в сексуальные отношения элемент игры и позволяют устранить некоторую неловкость при одевании презерватива. Пользуясь презервативом надо помнить о том, что надевают его непосредственно перед половым сношением, после эякуляции следует обращать внимание на то, чтобы его содержимое не попало во влагалище, при недостаточном выделении влагалищной смазки надо пользоваться любрикантами на водорастворимой, а не маслянистой основе. Проблемы, которые привносит пользование презервативами, заключаются в механическом повреждении их во время фрикций, выливании эякулята при снимании презерватива, редкой возможности все-таки забеременеть партнерше при соскальзывании презерватива после эякуляции, и аллергии  на резину у некоторых мужчин.

 Недавно в первом всестороннем глобальном исследовании, касающемся  сексуального поведения людей, британские ученые установили, что потеря девственности происходит не в столь уж раннем возрасте, женатые люди ведут довольно активную сексуальную жизнь, и нет никакой устойчивой связи между болезнями, передающимися половым  путем, и беспорядочными половыми связями. Профессор Кей Веллингс и ее коллеги с факультета гигиены и топических лекарственных препаратов Лондонского университета проанализировали данные, собранные в 59 странах мира. Эксперты считают, что полученные данные,  полезны не только для развенчания популярных мифов о сексуальном поведении, но и для формирования политики, которая поможет улучшать сексуальное здоровье людей во всем мире.

Так, большинство мужчин и женщин получают своей первый сексуальный   опыт не в раннем, а в позднем подростковом возрасте – 16-19 лет,  девушки чуть раньше, чем юноши. Больше всего сексом занимаются женатые люди, при этом даже в развивающихся странах все больше набирает силу тенденция, когда люди, живущие под одной крышей, не спешат с заключением брака. При этом предсказуемое повышение уровня добрачного секса, по мнению экспертов, не обязательно ведет к более рискованному сексуальному  поведению. В некоторых случаях замужние женщины даже больше рискуют, чем одинокие.

 Между женщинами и мужчинами по части числа сексуальных партнеров существует большее равенство в богатых странах, чем в бедных. Например, мужчины и женщины в Австралии, Великобритании, Франции и США, как правило, имеют за жизнь почти равное число сексуальных партнеров. Напротив, в Камеруне, Гаити, и Кении, мужчины имеют множество партнеров, в то время как женщины – лишь одного-двух. Эта нестабильность имеет существенное значение для здравоохранения.

В целом, страна, рискнувшая провести опросы, связанные с сексуальной компетентностью населения, сегодня рискует узнать о себе немало неприятных фактов. В Великобритании в другом опросе взрослые люди показали дикую неосведомленность в вопросах интимной жизни и проблемах предохранения от беременности. Оказывается, каждый третий британец верит в то, что если после секса женщина попрыгает на месте, то при этом она сможет избежать нежелательной беременности. При таком подходе вполне естественным кажется установленный исследованием Ассоциации планирования семьи факт, что половина взрослого  населения страны не в состоянии определить благоприятные и неблагоприятные  для зачатия дни, хотя эта методика является самой элементарной. Кроме того, многие понятия не имеют, что сперматозоиды могут выживать в женском организме на протяжении 7 дней, а не гибнут тут же.

В 2010 году благотворительная организация Marie Stopes International сообщила, что в январе ею были проведены почти 6 тыс. абортов – больше, чем за все аналогичные периоды в 32-летней истории ее существования. При этом, значительное количество взрослых британцев, согласно данным статистики, признаются, что вообще не занимаются сексом. Почти пятая часть англичан, то есть более 8 миллионов человек, в настоящее время не состоят в интимных отношениях с кем-либо. У трети британцев наблюдается низкая частота секса (реже одного раза в  месяц), у 44% — средняя (от раза в месяц до двух раз в неделю) и только у 19% – высокая (три раза в неделю и чаще).

 Для сравнения в слаборазвитых странах, например, на Филиппинах около 30% супружеских пар даже не подозревают о том, что секс может стать причиной рождения ребенка. Многие женщины не знают, как происходит процесс зачатия, а значительная часть женщин не знает, что у них есть матка. Причиной такой дремучести является то, что около 80% населения Филиппин – католики, а Католическая церковь  известна своей нетерпимостью по отношению к любым средствам контрацепции.

Мифология сексуальности нередко опирается на систему образов, созданных мировой литературой и навеянных  известными литературными персонажами. Например, «Дон Жуан» — привлекательный сексуальный герой, наделенный неотразимыми эротическими качествами, образ «мужчины мечты». Большинство кумиров шоу-бизнеса в известной степени невольно следуют этой роли покорителя женских сердец. Исполнение подобных ролей не требует ни большого сценического мастерства, ни даже создания завершенного образа. Диаметральный женский типаж — «Золушка» — женщина с пассивной жизненной позицией, ожидающая своего сказочного принца. Она, как правило, скромна, застенчива, с обостренным чувством нежности, простовата, мечтательна и доверчива. Слегка устаревшая реплика подобной роли – «тургеневская девушка». Она начитана, но провинциальна. Ее главным достоинством является нерастраченная чувственность, а недостатком – оторванность от жизни и отсутствие жизненного опыта. Она идеальная добыча для сексуального афериста, поэтому ее с большой доли вероятности ожидает крах базисных ценностей, среди которых понятие верности, долга и любви. Электоральную тройку наиболее ярких типажей замыкает «Отелло» — ревнивец, боящийся быть осмеянным и глубоко переживающий измену любимого человека. Среди ценностей у такой личности превалируют сильная любовь к объекту своего предпочтения, болезненное переживание понятий честь, долг, достоинство. Такой человек чаще всего однолюб, он верен жене или любимой, но разрушителен при малейшем отклонении этого сценария.

Этот ряд социокультурных стереотипов не имеет эволюционных корней и целиком относится к культурным артефактам, регулирующим нравственные отношения в обществе. Этот феномен не дискутировался в серьезной научной литературе (популярная не в счет) и не поддерживался религиозными институтами. Тем не менее, некоторые из них по разным причинам приобрели популярность и стали элементом массового сознания. В отличие от мифов в сексологии они получили название комплексов. В терминах юнгианской психологии они являются своего рода новыми культурными сексуальными архетипами. Л.М.Щеглов считает, что комплексы налагают своего рода ограничения на процессы сексуальной адаптации и относит к ним следующие  виды:

Комплекс Алисы в стране чудес Он появляется у женщин, живущих в мире мечтаний, фантазий. Их богатое воображение создает сценарий любви, союз, в котором партнеры играют определенную роль. Ориентация на мечты ведет к тому, что такие женщины живут ожиданием встречи с партнером — воплощением их фантазий. Действительность подчиняется желаниям, а сколько он способен играть навязанную ему роль и удовлетворяет фантастические ожидания. В случае расхождения действительности и фантазии появляется разлад в психике: хотя женщина живет в мире реальном, она больше ценит свой скрытый мир поэзии и фантазии.

Комплекс Отелло. Он состоит в патологической ревности своей партнерши. Ревность возникает чаще всего под действием алкоголя. Этот комплекс — скорее, проявление страха перед женщиной, страха быть осмеянным, потерять собственное достоинство.

Комплекс Титании. Женщина в воображении создает образ идеального мужчины, которого она ищет всю жизнь. если она не найдет его, что весьма вероятно при всех высоких требованиях, которые она предъявляет, то тогда вступает в брак с партнером ниже уровня ожиданий. Чем больше образ мужа отходит от воображаемого образа, тем больше он за это наказуем, отвергаем. С возрастом появляется чувство потери смысла жизни, шанса, который должен был реализоваться в замужестве, утраченных иллюзий, в чем обвиняется муж. Мужской идеал формируется под влиянием персонажей из литературы, фильмов. Определенные литературные герои, актеры включаются в сексуальную фантазию, например, во время сексуальных отношений женщина представляет себе другое лицо в качестве партнера. Для комплекса Титании характерны многие скрытые нарциссические черты, бегство от серой повседневности, преувеличение собственной ценности, а то и создание легенд о себе. Примером тому служат рассказы о знакомствах в молодости, которые, «к сожалению», не завершались браком, который был бы более удачным, чем с данным партнером.

Комплекс Рыцаря и Развратника. Суть его в том, что женщина хочет одновременно найти в мужчине и рыцаря, и развратника. Комплекс этот разделен на два разных типа. «Рыцарь» воплощает мужественность, вызывает доверие, чувство безопасности, опоры у чувственной, романтической, обожающей его женщины, чистой и невинной. «Развратник» воплощает стихийность, грубую мужскую силу, имеет буйный темперамент, суперсексуален. Противоречивое представление о мужском образе обусловлено не только воспитанием, но и различием между чертами, приписываемыми роли мужа и роли любовника, что довольно часто встречается в европейской культуре.

Комплекс Мессалины. Этот комплекс присущ женщине страстной, чувственной, сексуально возбудимой, предъявляющей повышенные эротические требования к партнеру, меняющей партнеров, оргиастической. Были периоды, когда сексуальные качества женщины ценились высоко. Сегодня также считается привлекательным образ женщины чувственной, ибо, по мнению многих, это самое главное в браке.

Комплекс Золушки. Он отражает пассивную жизненную позицию женщины, ожидание «принца из сказки», который введет ее в мир приключений, красоты и комфорта. Мечты о необыкновенном, красивом мужчине типичны для раннего периода созревания, но у некоторых они сохраняются долго. Таким женщинам свойственно чувство неполноценности, они хотят, чтобы их обожали, замечали, вводили в большой свет. Провоцируют на это сказки, включая сказку о Золушке, а также литература, фильмы, в которых жизнь женщины резко изменялась, преображалась с появлением такого «принца». Пассивная жизненная позиция связана с ожиданием встречи с замечательным, прекрасным человеком. Действительностью, как правило, такие женщины пренебрегают, рассматривают ее как скучную. Активность женщины подобного типа проявляют только в поисках вероятного места встречи со сказочным принцем.

Комплекс Дон Кихота. Определение «странствующий рыцарь» в этом комплексе означает, что данный мужчина проявляет по отношению к женщине иллюзорные ожидания и желания, идеализирует ее, говорит о ней с особым обожанием, возводит ее на алтарь, чувствует себя у ее ног.

Комплекс паники закрывающихся дверей. Проявляется он у женщин после 40 лет и состоит во все возрастающем страхе перед утратой женской привлекательности. Женщина стремится выглядеть моложе. Ее одежда, стиль жизни должны провоцировать обожание со стороны мужчин, младших по возрасту. Она придает большое значение нарядам, сексу. Завязываются романы. Этот комплекс является результатом абсолютизации чисто внешней женской привлекательности, идеала молодости. Проявляется он и тогда, когда женственность связывается только с сексуальной ролью.

Комплекс Леонта. Прообразом послужил король Леонт из «Зимней сказки» Шекспира. Леонт болезненно ревновал жену и даже отказался от отцовства. Этот комплекс состоит в недоверии и ревности к партнерше и как следствие этого в неверии в свое отцовство. Иногда отцовство устанавливается судебным путем, хотя для этого нет ни малейших оснований. Этот комплекс скрывал в себе типичное для европейских мужчин недоверие к женщинам, двойственное отношение к ним, страх утраты репутации и осмеяния им

Комплекс кастрации. Характерен для женщин, стремящихся к власти, имеющих мужские черты в психике. Этот комплекс связан с влиянием культур с доминирующей ролью мужчины. Женщины этого типа также наследуют мужской стиль жизни. по отношению к мужчинам проявляется пренебрежение, осмеяние. В сексе требования завышаются так, чтобы партнер не мог их удовлетворить. Комплекс кастрации кроме психической обусловленности (нарушения идентификации с женской ролью, зависть к полу и положению мужчины) удовлетворяет потребность, вытекающую из бунта против мужчин. Этот комплекс встречается все чаше как одно из последствий эмансипации женщин.

Комплекс Ромео и Джульетты. Он вызывается верой в любовь с первого взгляда, стремлением к скорейшему заключению брака. Его происхождение связано с запретом добрачных контактов в старой культуре Европы. Тогда только в браке допускалось сожительство. Потребность эта настолько сильна, что позволяет преодолевать все препятствия, встречающиеся на пути влюбленных. Сейчас этот комплекс редко встречается, так как терпимое отношение к добрачным контактам распространено повсеместно.

Комплекс Мадонны и Блудницы. Он соответствует комплексу Рыцаря и развратника. Заключается в разных и противоречивых оценках, которые мужчины дают женщинам. С одной стороны подчеркивается женственность, верность, добродетель, преданность и дружба. С другой — ценится женственность, чувственная, легкая, доступная, игривая натура. Одна женщина, одаривающая духовной любовью, выбирается в жены и матери, к другой испытывают вожделение, с ней чаще связывают реализацию сексуальных потребностей. Исследования свидетельствуют о распространении этого комплекса.

Донжуанизм. Это стиль поведения, цель которого — «завоевывать» и обладать женщинами, удовлетворять сексуальные потребности. Увеличение количества любовных связей служит укреплению собственной мужской ценности. Женщина рассматривается как вещь, дичь, которая после охоты на нее становится неинтересной. Этот комплекс в сексологической литературе назван донжуанизмом, или мифом Дон Жуана. Такой стиль поведения выражает примат мужчины, его потребность в доминации, скрытые гомосексуальные черты. В сущности, здесь скрывается страх перед женщиной, отчужденность от ее психического мира.

Комплекс Тристана и Изольды. Этот комплекс соединяет эротизм и беспокойство, связанное с чувством вины. Это значит, что лица, одобряющие запрет добрачного сожительства, нарушив этот запрет, испытывают противоречивые чувства: чувство сексуального удовлетворения и чувство вины. Последнее эмоционально окрашивает состояние психологического напряжения. Когда брак заключен и сожительство становится возможным, тогда отсутствие чувства вины снимает психическое напряжение, и эротизм лишается привлекательности. Исчезает возбуждение, интерес к совместной жизни. Иначе говоря, этот комплекс напоминает «запретный плод».

 Рассмотренные  комплексы еще не являются патологией и не вызывают сексуальных нарушений. Они создают лишь фон для их развития. Подобную роль играют и сравнительно новые социо-сексуальные мифы, например миф «о роковой женщине», «эротическом рае», «золотом веке» и т. п. Комплексы в поведении, мифы, формируя определенные установки относительно секса, партнера и т. д., могут создавать условия, вызывающие сексуальную и партнерскую патологию, что случается довольно часто.

Помимо комплексов в массовом сознании укоренилось достаточно много искаженных оценочных стереотипов или предрассудков. В концепции В.В.Кришталя подобные стереотипы часто лежат в основе дезинформационно-оценочного варианта сексуальной дисгармонии супружеской пары. Г.С.Васильченко специально выделил синдром мнимых сексуальных расстройств или псевдоимпотенции, развивающихся в результате предъявления к себе чрезмерных требований, возведения на себя воображаемых изъянов, неадекватной реакции на физиологические колебания сексуальности и в результате сексуальных дефектов партнера или техники полового акта. Некоторые авторы говорили о так называемой игнорантной форме импотенции, связанной с засильем сознания негативными  стереотипами.

Сексуальное поведение в значительной степени индивидуализировано, что меняет скорость и выраженность сексуальных реакций. Эти изменения полностью игнорируются  негативными стереотипами, которые выступают в роли своеобразных «народных» примет. Мало того, на основании сексуальных стереотипов нередко судят о неверности партнера, его отношении мужу/жене, его добрачных связях, скрываемых сексуальных тайнах и других, разрушительных для брака тонкостях. Так как негативные стереотипы затрагивают больные струны сексуальных комплексов, от них чрезвычайно непросто избавиться и пересмотреть собственные установки. Чаще всего они основаны на неточной или устаревшей научной информации, вымыслах (или домыслах) людей, и отражают примитивный уровень сексуальной культуры.

Можно бесконечно приводить примеры подобных стереотипов, например:

  • Герпес передается только в том случае, если у больного есть язвочки.
  • Гомосексуальные контакты в юности – признак гомосексуальности.
  • При первом половом акте беременность не наступает.
  • Эрекция всегда должна быть полной и быстрой.
  • Половой акт должен повторяться несколько раз подряд.
  • Отсутствие оргазма у женщины – признак импотенции мужчины.
  • Все женщины постоянно хотят секса, но скрывают это.
  • СПИД — это удел  гомо­сексуалов и наркоманов.

В наш просвещенный век сексуальное поведение мужчин и женщин находится под постоянным давлением сексуальной информации в теле- и радиоэфире, печатных изданиях, Интернете. Развитие секс-индустрии навязывает обществу стереотипы сексуальности, далекие от реальной жизни. В результате эмансипации происходит смена ролевых стереотипов. Стереотипом мужской сексуальности во все времена являлась мужественность, агрессивность, экстенсивность и большая возбудимость. Женскую сексуальность отличала избирательность, нежность, эротизм и экспрессивность. Но сегодня сексологи делают вывод о нивелировании традиционных стереотипов мужественности и женственности. Женщины прокладывают себе новый путь в будущее с откровенно мужскими стереотипами поведения вообще и сексуального в частности. Они берут на себя активность в выборе партнера, способе контрацепции, месте и времени полового акта и даже – в использовании предпочтительной техники коитуса.

По мнению И. С. Кона мужчины и женщины “покоряли” и “завоевывали” друг друга, используя для этого веками отработанные гендерно-специфические приемы и методы, но крайне редко конкурировали друг с другом. Сегодня же эти ограничения отпали. Женщина может сама, без помощи мужчины, добиться высокого социального статуса, и это существенно меняет мотивацию и характер взаимоотношений при тех же самых природных задатках. Современные мужчины и женщины открыто конкурируют друг с другом. Женщины сравниваются с мужчинами и даже опережают их по уровню образования, от которого во многом зависит профессиональная карьера и социальные возможности. Мужчины утрачивают монополию на политическую власть.  80% мужчин готовы работать под руководством женщины, мужчины чаще используют соревновательный стиль, а женщины — кооперативный. Проще говоря, мужчина-руководитель старается стать непререкаемым авторитетом, а женщина склонна создавать вокруг себя команду единомышленников. Плюсы женского руководства в том, что, как правило, женщина создает более комфортный социально-психологический климат в организации, что благоприятно влияет на здоровье (как психическое, так и физическое) сотрудников. Минусы же — то, что женщине сложнее принимать волевые и быстрые решения”. Впрочем, в бизнесе двери перед женщинами никто не открывает и лучшие места не уступает, так что прокладывать путь им сложнее, и это заметно даже в мелочах. Это начинается уже с одежды. Если бизнесвумен одета строго, ее считают недостаточно женственной, а если она оденется более вольно, ее заподозрят в недостатке деловитости.

Сегодня 51% мужчин предпочли бы секс  с начальницей и 49% — с секретаршей. Раньше секс с начальницей считался хуже гомосексуальной связи, а теперь эта связь перестала быть зазорной. Еще 20-30 лет назад в таком опросе 90% мужчин выбрали бы секретаршу, теперь же сильная женщина не кажется чем-то диковинным. Раз 51% предпочел ее, значит, у них уже был подобный опыт, если и не секса, то, как минимум, флирта.

Женщины устанавливают свои правила когда решают . чем должно закончиться свидание, но при этом 55,37% мужчин считают, что выбор принадлежит им, оставляя женщинам 44,63%. На самом деле этот вопрос решает именно женщина, ибо ее репродуктивный вклад несоизмеримо больше. Хотя секс перестал быть некой точкой невозврата — теперь после него можно и расстаться, но все равно право выбора за ней. И по-прежнему, если женщина будет торопить развитие событий, это в ряде случаев будет воспринято скверно. В ответ на попытку женщины познакомиться мужчины будут:

Восхищены — 56,17%. Удивлены — 42,39%. Возмущены — 1,44%.

При этом предложение заняться сексом в 44,94% исходит от мужчин, в 11,12% — от женщин, а 43,94% даже не задумываются над этим.

Что же до большинства мужчин, то они только считают, что решение в этом вопросе за ними, на самом деле все, что они решают, — это когда спросить у женщины, согласна ли она заняться сексом сейчас.

Девушку, которая провела с мужчиной ночь на первом свидании, испорченной считают 17% опрошенных, обычной — 46%, а остальные приписывают такой поступок собственной неотразимости. Готовы ухаживать за девушкой без секса (2-3 свидания, не больше) — 30% опрошенных. От недели до двух — 18%, до месяца — 18%, больше месяца — 18%, для 16% секс не принципиален. Занимаясь сексом,  68,18% чаще делают то, что нравится ей, а  31,82% — им самим.

           Все эти данные были получены сотрудниками исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, которые опросили 1500 мужчин. Дополнительные данные были собраны с помощью опросов на сайтах sportbox.ru и mhealth.ru.

Поведенческая вариативность, по мнению некоторых ученых, лишь одно из свидетельств активного усвоения женщинами всего спектра социальных ролей. Но выход за пределы границ толерантности в половой сфере неизбежно  приводит к утрате той специфичности, которая так привлекала противоположный пол. История не раз демонстрировала миру такие метаморфозы: женщины–амазонки, изнеженные мужчины в париках и с рисованными мушками на лице, девушки–комиссары в кожаных куртках, вычурные панки с ирокезами и инфантильной сексуальностью. Но время неизбежно расставляло все на свои места. Когда подобные сексуальные стереотипы ставят под сомнение бесспорные истины и пытаются в одночасье изменить веками сложившийся порядок вещей, то в отдельно взятой семье ситуация порой становится взрывоопасной. Типичными примерами  таких заблуждений, предъявляющих партнеру трудновыполнимые требования, могут служить следующие:

  • Мой партнер должен быть также моим лучшим другом.
  • Чем более страстна любовь, тем счастливее брак.
  • «Интрижки» разрушают любую связь.
  • Партнеры не могут иметь тайн друг от друга.
  • Пара должна все делать вместе.
  • Я обязан сделать счастливым своего партнера.
  • Все спасено, если у нас будет ребенок.
  • Все мои мечты сбудутся.
  • Кто меня по-настоящему любит, тот понимает меня и без слов.
  • Лучше несчастливое супружество, чем разрушенная семья.
  • Если партнер захочет расстаться со мной, я должен за него бороться.
  • Вот заживем вместе, я сделаю своего партнера другим человеком.
  • Никакого секса, если мы в ссоре.

Довольно сложно оценивать многие из этих стереотипов в силу аксиоматичности  каждого из подобных утверждений. Но психологам как никому другому известна пагубность подобных жестких принципов супружеских отношений, закрывающих путь к диалогу и совместным решениям спорных вопросов. По образному выражению Л.М.Щеглова: «Тот, кто не хочет поступиться принципами, вынужден поступиться счастьем». Уродство отношений гораздо опасней физических дефектов, к которым можно привыкнуть и перестать замечать их. Деформированные отношения не перестают ранить в течение длительного времени. Более того, с годами они ранят все сильней, делая боль и обиды непереносимыми для обоих партнеров. Этот эффект психической сенсибилизации неизбежно затрагивает сексуальную сферу и приводит к перерастанию мнимых сексуальных расстройств в истинные. Этому способствуют такие ложные гендерные стереотипы, как:

  • Мужчины умнее женщин, поэтому он делает все лучше женщин.
  • Мужчины никогда не сплетничают и не рассуждают по поводу женщин.
  • Мужчина не должен иметь определенные чувства,  или их проявлять.
  • В сексе, как и везде,  в счет идут лишь достижения.
  • В сексе мужчина берет на себя ответственность и ру­ководство.
  • Мужчина должен быть всегда готов к сексу.
  • Телесный контакт должен вести к сексу.
  • Понятие секс означает половой акт.
  • Для секса нужна лишь эрекция.

Женские ментальные стереотипы не менее деструктивны:

  • Гомосексуала можно соблазнить и заполучить в партнеры.
  • Сексуальные игры без оргазма вызывают у мужчины боль.
  • Если твой партнер мастурбиру­ет, значит, ты недостаточно его заво­дишь.
  • Если партнер не может достигнуть эрекции, он — импотент.
  • Быстрое семяизвержение – признак недавней измены партнера.
  • Секс — это всегда немного боль­но, пока не привыкнешь.
  • Сексуальность – удел молодых.

Наличие заблуждений свидетельствует о низкой сексуальной компетентности. Эти заблуждения действуют не сами по себе, а провоцируют цепь неверных поступков, ухудшающих взаимоотношения партнеров. Отсутствие сексуального образования на протяжении предшествующих жизненных периодов невольно приводят к ситуации, когда молодые юноши и девушки культивируют в своем воображении стереотипы поведения, неминуемым образом ломающие нормальные гармоничные отношения, и вынуждены учиться на собственных ошибках, вместо того, что бы избегать их.

 Выводы:

Сексуальные стереотипы, существовавшие на протяжении всей человеческой истории, с развитием сексологии и информационных технологий постепенно утрачивают мифологическое предназначение. Вместе с тем, для их замещения позитивными стереотипами и эталонами адекватного сексуального поведения требуется система серьезного сексуального образования различных слоев населения.

 Литература:

 Бадьони А. Любовь от продолжения до гармонии. М.: Прогресс, 1992

Берн Э. Секс в человеческой любви. М.,1991.

Дюпуи Е. Проституция в древности. Кишинев,1991.

Дюринг Е. Любовь и половая жизнь. М., 1898.

Кинесса М. Физиология брака. Саратов: Максим, 1991.

Кащенко Е. Основы социокультурной сексологии. М.: 2012.

Кон И. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990

Краффт-Эбинг Р. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994.

Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. Мастерс и Джонсон о любви и сексе:. СПб.1991. Т.1.

Рут К. Вестхаймер. Секс для «чайников». Киев: Диалектика, 1997.

Соотак Я. Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (22-23 декабря 1908 г.) / Под ред. П.В. Петрова. Спб., 1908.

Шабельская М.И. Супружеская жизнь: (психология, культура, гигиена). Воронеж, 1979.

Щеглов Л.М. Основы сексологии: монография. — СПб.: изд-ль Грошев А.М., 2010.